Большая Советская энциклопедия

    (лат. homunculus — человечек)

    по представлениям средневековых алхимиков, некое существо, подобное человеку, которое якобы можно получить искусственно. В 17 в. считали, что Г. заключён в человеческом сперматозоиде; при попадании его в материнский организм Г. якобы вырастает в человека. См. Анималькулисты, Преформизм.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. гому́нкулус;
    2. гому́нкулусы;
    3. гому́нкулуса;
    4. гому́нкулусов;
    5. гому́нкулусу;
    6. гому́нкулусам;
    7. гому́нкулуса;
    8. гому́нкулусов;
    9. гому́нкулусом;
    10. гому́нкулусами;
    11. гому́нкулусе;
    12. гому́нкулусах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.; = гомункул

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ГОМУНКУЛУС (лат. homunculus - человечек) - по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус - маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Сексологическая энциклопедия

    (лат. gomunculus - человечек), по представлениям ср.-век. алхимиков, существо, подобное человеку, к-рое можно получить в пробирке искусственно. ср.: анималькулисты.

  9. Источник: Сексологическая энциклопедия



  10. Биологический энциклопедический словарь

    ГОМУНКУЛУС

    (от лат. homunculus — человечек), по представлениям ср.-век. естествоиспытателей, некое существо, подобное человеку, крое якобы можно получить искусственно. В 17 в. считали, что Г. заключён в человеческом сперматозоиде и при его попадании в организм матери лишь увеличивается в размерах. (см. АНИМАЛЬКУЛИЗМ, ПРЕФОРМИЗМ).

    .

  11. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  12. Энциклопедический словарь

    ГОМУ́НКУЛ,ГОМУ́НКУЛУС, -а; м. [лат. homunculus] По представлениям средневековых алхимиков: существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке, в колбе).

    * * *

    гому́нкулус

    (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус — маленький человечек, заключённый в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

    * * *

    ГОМУНКУЛУС

    ГОМУ́НКУЛУС (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты(см. АНИМАЛЬКУЛИСТЫ) считали, что гомункулус — маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Литературные герои

    ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) - центральный персонаж второй части трагедии И.В.Гете «Фауст» (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,- коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители «магического естествознания», в их числе - Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком.

    В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку «кристаллизовать, что жизнь творила органично». Однако рождение этого существа происходит не без участия Мефистофеля. Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефи-стофиля - кумом, дядей, брательником. («Ах, кум-хитрец! Ты в нужную минуту

    //Сюда явился к моему дебюту».) Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился «неполным», «недово-площенным» человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен (мгновенно разгадывает внутренние переживания Фауста). У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: «... я должен делать что-то,

    //И руки чешутся начать работу». (В «разговорах» с Эк-керманом Гете отмечал, что Г. «своей тягой к красоте и плодотворной деятельности» превосходит Мефистофеля.) Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.- стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться,

    //Разбив свою стеклянную темницу». С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти».

    Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением. Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь.

    Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель.

    Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г.Уэллса; позднее - в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда. Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина. В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в «обратной перспективе» превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекопо-добие (судьба персонажей романов-дистопий, начиная с Д-503 - героя Е.Замятина).

    Лит.: Аникст А. Творческий путь Гете. М, 1986. С. 510-513.

    С.В.Стахорский

  15. Источник: Литературные герои



  16. Энциклопедия кино

    ГОМУНКУЛУС, СССР, Беларусьфильм, 1988, цв., 98 мин. Социальная драма.

    По мотивам повести Ольги Ипатовой «Узелок Святогора». Девочка со странным именем Веня Рыжик живет и воспитывается в детском доме. Она абсолютно не воспринимает лжи, не нуждается в родственниках, свободна и независима в своих суждениях и мечтах о мире свободных людей. Среди своих сверстников она создает «лигу детей колбы», гомункулусов, не нуждающихся в родительской опеке. Попав в больницу, Веня встречает внимание и заботу — и чувства любви и сострадания оживают в ней.

    В ролях: Олеся Янушкевич, Владимир Громадский, Юлия Альгерчик, Сергей Бондаренко, Леонид Кулагин (см. КУЛАГИН Леонид Николаевич), Лариса Громова, Светлана Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Светлана), Людмила Крячун, Владимир Сичкарь (см. СИЧКАРЬ Владимир), Виталий Быков (см. БЫКОВ Виталий), Петр Юрченков (см. ЮРЧЕНКОВ Петр), Вова Почесуй, Таня Черных, Люда Бурых, Наташа Иванова, Саша Тукач, Катя Григорьева, Володя Бируля, Артем Лосовский, Глеб Шмаков.

    Режиссер: Александр Карпов. Авторы сценария: Игорь Болгарин (см. БОЛГАРИН Игорь Яковлевич), Марта Пятигорская. Оператор: Юрий Плющев. Художник-постановщик: Юрий Альбицкий (см. АЛЬБИЦКИЙ Юрий). Используемая музыка: Фридерик Шопен, Кшиштоф Пендерецкий, Оскар Строк. Звукорежиссер: Александр Черномордик.

  17. Источник: Энциклопедия кино



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: