Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Филиппо Juvara) — итальянский архитектор; род. в 1685 г. в Мессине, умер в 1735 г. в Мадриде. Будучи юношей, попал в Рим и, прельстившись его памятниками зодчества, решился посвятить себя архитектуре и изучал ее под руководством Фонтаны. Вначале он работал для кардинала Оттобони, потом выстроил в Мессине дворец для герцога савойского Виктора-Амедея II и вслед за ним отправился в Турин, где соорудил западное крыло палаццо Мадама, дворец герцога Аостского, палаццо Бираго, церковь в Суперге, близ этого города, замечательную благородной простотой и стильностью, и охотничий замок ла Венериа. В 1724 г. Ю. был приглашен в Португалию. Здесь составил он проекты патриаршей церкви и дворца Айуда в Лиссабоне, после чего возвратился в Италию и построил купола церкви Сант-Андреа в Мантуе и комского собора и фасад базилики св. Амвросия в Милане. Последней его работой был проект нового королевского дворца в Мадриде.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Юварра (Juvara, Juvarra) Филиппо (27.3.1678, Мессина, — 1.2.1736, Мадрид), итальянский архитектор. Учился в Риме (между 1703 и 1714) у К. Фонтаны (См. Фонтана). В 1714 работал в Мессине, в 1714—1735 — главным образом в Турине, в 1719—20 — в Португалии, с 1735 — в Мадриде. В произведения Ю. (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718—21, перестройка Палаццо Реале, 1720—21, церковь Санта-Мария дель Кармине, 1732—36, все в Турине; величественный комплекс монастыря и церкви Суперга, 1715—31, охотничий замок Ступиниджи, 1729—34, оба — близ Турина) черты позднего барокко (и отчасти рококо) сочетаются с характерным для итальянского зодчества начала 18 в. тяготением к классической чёткости форм и прямолинейности планов.

    Лит.: Rovere L., Viale V., Brinckmann A. E., Filippo Juvarra, Mil., 1937.

    Ф. Ювара. Комплекс монастыря и церкви Суперга близ Турина. 1715—31.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.