Большая Советская энциклопедия

    Козинцев Григорий Михайлович [9(22).3.1905, Киев, ‒ 11.5.1973, Ленинград], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1964). Учился в петроградской АХ. В 1921 вместе с Л. З. Траубергом и С. И. Юткевичем организовал киногруппу под названием Фабрика эксцентрического актёра (ФЭКС). В 1924 начал работать на кинофабрике «Севзапкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Первые режиссёрские работы К. и Трауберга (работали совместно до 1946) в «немом» кино ‒ «Похождения Октябрины» (1924), «Шинель» (1926, по Н. В. Гоголю), «Чёртово колесо» (1926), «С. В. Д.» (1927) и др. ‒ отличались эксцентризмом, стремлением к поискам острой новой кинематографической выразительности, ограничивавшейся иногда формальным экспериментаторством. Последующие картины ‒ «Новый Вавилон» (1929) и др. ‒ определили поворот к социально значимой теме. Звуковой фильм «Одна» (1931) явился переходом к реалистическому искусству. Выдающимся достижением советского киноискусства стали их фильмы «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). В этой трилогии был создан художественно убедительный типический образ русского рабочего-большевика революционной эпохи (в главной роли ‒ Б. П. Чирков). В фильмах во всей полноте проявились гражданский пафос, зрелое мастерство режиссёров. К. поставил биографические фильмы: «Пирогов» (1947), «Белинский» (1953). Выступал и как театральный режиссёр, осуществил постановку трагедий У. Шекспира «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943), «Гамлет» (1954) в ленинградских театрах. Значительные работы К. связаны с экранизацией им трагедий Шекспира «Гамлет» (1964: Ленинская пр., 1965) и «Король Лир» (1971). Эти фильмы и фильм «Дон Кихот» (1957, по Сервантесу) отличало углублённое развитие тем гуманизма, социальной справедливости, борьбы со всеми формами человеконенавистничества. К. занимался педагогической деятельностью (1922‒26 ‒ мастерская ФЭКС, 1926‒32 ‒ Ленинградский институт сценического искусств, с 1941 ‒ ВГИК). Государственная премия СССР (1941, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.

    Соч.: Наш современник Вильям Шекспир, Л. ‒ М., [1962]; Глубокий экран, М., 1971.

    Лит.: Недоброво В., ФЭКС, Г. Козинцев. Л. Трауберг, М. ‒ Л., 1928; Вайсфельд И., Г. Козинцев и Л. Трауберг, М., 1940: Добнн К., Козинцев и Трауберг, [Л. ‒ М., 1963].

    О. В. Якубович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: "Шинель" (1926), трилогия о Максиме (1935-39) - все совместно с Л. З. Траубергом; "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги "Пространство трагедии" (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ко́зинцев Григорий Михайлович

    (1905—1973), кинорежиссёр, педагог, сценарист, теоретик кино, народный артист СССР (1964). В 1924—45 работал совместно с Л. З. Траубергом; разрабатывали гротескно заострённые приёмы киновыразительности («Похождения Октябрины», 1924; «Шинель», 1926; «С.В.Д.», 1927); перейдя в звуковое кино, обратились к реалистически-повествовательной манере: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Козинцев экранизировал классические произведения: «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971). Профессор ВГИКа (с 1941). Теоретический труд «Пространство трагедии» (1973) и др. Государственная премия СССР (1941, 1948), Ленинская премия (1965).

    * * *

    КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович

    КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905—73), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: «Шинель» (1926), трилогия о Максиме (1935—39) — все совместно с Л. З. Траубергом; «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии» (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).

    * * *

    КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (22 марта 1905, Киев — 17 мая 1973, Ленинград), российский кинорежиссер, педагог, теоретик кино, народный артист СССР (1964).

    В 1919—20 учился в киевской школе живописи, работал в театре Соловцова(см. СОЛОВЦОВА ТЕАТР), театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 совместно с Л. З. Траубергом(см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина(см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), С. А. Герасимов(см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич), О. П. Жаков(см. ЖАКОВ Олег Петрович) и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.

    С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе(см. ВГИК) (с 1960 — профессор).

    После войны Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский(см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович)) и король Лир (Ю. Ярвет(см. ЯРВЕТ Юри)) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.

    В 1965—71 Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (22.03.1905, Киев — 11.05.1973, Ленинград), режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964).

    Лауреат Государственных премий СССР (1941 — за кинотрилогию о Максиме, 1948 — за фильм «Пирогов»); Лауреат Ленинской премии (1965, за фильм «Гамлет»).

    Родился в Киеве. В 1919 году, будучи еще гимназистом, вместе со своими сверстниками — Сергеем Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) и Алексеем Каплером (см. КАПЛЕР Алексей Яковлевич) — организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», просуществовавший четыре месяца. В 1919—1920 учился в Киевской школе живописи, 1920—1922- в Петроградской академии художеств. Был художником в Киевском театре Соловцова у К. Марджанова. В 1931 в Петрограде вместе с Л. Траубергом (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) организовал творческое объединение «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актера), где поставил спектакли «Женитьба», «Внешторг на Эйфелевой башне». ФЭКС воспитала ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо (см. ЖЕЙМО Янина Болеславовна), Е. А. Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), С. А. Герасимов (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич), О. П. Жаков (см. ЖАКОВ Олег Петрович)и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.

    С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор).

    После войны Козинцев в условиях малокартинья обратился к популярному тогда биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович)) и король Лир (Ю. Ярвет (см. ЯРВЕТ Юрий Евгеньевич)) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.

    1924 ПОХОЖДЕНИЯ ОКТЯБРИНЫ автор сценария, режиссер

    1925 МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА режиссер, автор сценария

    1926 БРАТИШКА автор сценария, режиссер

    1926 ЧЕРТОВО КОЛЕСО (см. ЧЕРТОВО КОЛЕСО (1926)) режиссер

    1926 ШИНЕЛЬ (см. ШИНЕЛЬ (1926)) режиссер

    1927 С.В.Д. (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА) режиссер

    1929 НОВЫЙ ВАВИЛОН («Штурм неба») режиссер, автор сценария

    1931 ОДНА (см. ОДНА (1931)) режиссер, автор сценария

    1934 ЮНОСТЬ МАКСИМА автор сценария, режиссер

    1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА режиссер, автор сценария

    1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА автор сценария, режиссер

    1941 ВСТРЕЧА С МАКСИМОМ («Боевой киносборник N1») автор сценария

    1941 СЛУЧАЙ НА ТЕЛЕГРАФЕ (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N2») режиссер

    1943 ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (2-я новелла БКС «Наши девушки») (см. ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (1943)) режиссер

    1943 ЮНЫЙ ФРИЦ режиссер

    1945 ПРОСТЫЕ ЛЮДИ автор сценария, режиссер

    1947 ПИРОГОВ режиссер

    1951 БЕЛИНСКИЙ автор сценария, режиссер

    1957 ДОН КИХОТ режиссер

    1964 ГАМЛЕТ (см. ГАМЛЕТ (СССР)) автор сценария, режиссер

    1970 КОРОЛЬ ЛИР режиссер, автор сценария

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: