Большая Советская энциклопедия

    этнографическая группа удмуртов (См. Удмурты). Живут в Балезинском, Юкаменском и Глазовском районах Удмурдской АССР. Говорят на удмурдском языке с некоторыми особенностями. Вопрос о происхождении Б. остаётся спорным. Этнографические и исторические данные позволяют видеть в Б. потомков болгар волжско-камских (См. Болгары волжско-камские).

    Лит: Белицер В. Н., К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды), в кн.: Тр. института этнографии, т. 1. М., 1947; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    БЕСЕРМЯНЕ (самоназвание бесерман) - народность общей численностью 10 тыс. чел., проживающая на территории Удмуртии Российской Федерации. Язык - наречие удмуртского языка. Религиозная принадлежность верующих: православные, есть элементы язычества и мусульманства.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    БЕСЕРМЯНЕ

    БЕСЕРМЯ́НЕ, народ в Российской Федерации, живут на северо-западе Удмуртии в Балезинском, Юкаменском и Глазовском районах и сопредельных районах Кировской области. В переписи 2002 бесермяне учитывались отдельно, их численность в Российской Федерации составляет 3,1 тыс человек. Живут среди удмуртского, татарского, русского населения. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфичных черт, характерных для тюркских языков. Верующие бесермяне — православные, сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений.

    Видимо, бесермяне происходят от групп южных удмуртов, живших в Волжской Булгарии и испытавших сильное и длительное тюркское влияние. Возможно, некогда в их состав влилась тюркская группа, родственная чувашам. Приняв ислам, южные удмурты стали осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и получили название «бесермян» (возможно, от «мусульман», «бусурман»). После монгольского нашествия бесермяне ушли в вятские леса и поселились в бассейне реки Чепцы.

    Русские летописные источники 13—15 вв. фиксируют бесермян на Волге и в нижнем течении Камы. В документах 17 в. а эта этнографическая группа фиксируется в бассейне реки Чепцы, чаще всего под названием «чуваш», которое постепенно заменяется этнонимом «бесермяне». Численность по переписи 1926 составляла 10 тыс человек, в последующих переписях бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов.

    Основное традиционное занятие бесермян — пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овeс, лeн, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль в их хозяйстве играло животноводство, подсобную — бортничество. Соседская община сохранялась на селе до 1930-х. До этого же периода у бесермян наряду с малой семьей существовали большие неразделeнные семьи.

    Основа традиционного женского костюма — рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелeного, жeлтого; чeрный цвет служил для выделения контура. Бесермянки носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника. С нагрудником передник носили только пожилые женщины. Верхняя распашная одежда имела вид халата.

    Для женского костюма характерны нагрудные шейные, чересплечные украшения из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца. Девичий головной убор — небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Головной убор взрослой женщины — головное полотенце из тонкого белого холста, шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху покрывались ситцевым, атласным или кашемировым платком. В женской одежде бесермян заметны чувашские элементы.

    Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна. Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с начинкой, каши, супы. У бесермян была развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. У них сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    этнографическая группа удмуртов. Живут в Балезинском, Юкаменском и Глазовском р-нах Удм. АССР. Говорят на удмуртском яз. с нек-рыми особенностями. Вопрос о происхождении Б. остается спорным. Этнографич. и ист. данные позволяют видеть в Б. потомков волжских болгар.

    Лит.: Белицер В. Н., К опросу о происхождении бесермян (по мат-лам одежды), в кн.: Тр. Ин-ra этнографии, т. 1. M., 1947, с 183-93.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия