«Фетти Доменико»

Фетти Доменико в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фетти Доменико»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Фетти, Фети (Fetti, Feti) Доменико [около 1588, Рим (?), √ 16.4.1623, Венеция], итальянский живописец. Учился в Риме у Л. Чиголи; с 1613 работал в Мантуе, с 1622 √ в Венеции. Испытал влияние Караваджо, А. Эльсхеймера, мастеров венецианской школы 16 в. Писал главным образом картины на библейские и мифологические сюжеты («Исцеление Товита», начало 1620-х гг., Эрмитаж, Ленинград), а также портреты. Особенно характерны для Ф. небольшие картины на темы евангельских притч [Дрезденская картинная галерея, Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция, и др.]. Религиозные сюжеты Ф. трактовал как жанровые сцены, изображая их в пейзаже, эмоционально созвучном переживаниям героев. Произведения Ф. отличаются чёткостью композиции, психологической выразительностью колорита, выдержанного в чистой гамме светлых и холодных тонов, широкой свободной манерой письма.

    Лит.: Askew P., The parable paintings of Domenico Fetti, «The Art Bulletin», 1961, v. 43, № 1, p. 21√45.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Фе́тти Доменико

    (Fetti) (около 1588 — 1623), итальянский живописец венецианской школы. Религиозные сюжеты трактовал как сцены народной жизни, использовал эмоционально созвучные сюжету пейзажные фоны, богатый светотеневыми переходами колорит («Исцеление Товита», 1620-е гг.).

    * * *

    ФЕТТИ Доменико

    ФЕ́ТТИ (Fetti, Feti) Доменико (1588/1589, Рим — 16 апреля 1623, Венеция), итальянский живописец, представитель венецианской школы(см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)).

    Рим и Мантуя (1613—1621)

    Начинал свою художественную карьеру в Риме, в 1613 — переехал в Мантую, где до 1621 года состоял на службе у герцога Фердинанда II Гонзага. В дальнейшем его деятельность развивалась главным образом в Мантуе. Сформировался он в эпоху позднего Возрождения, учился в Риме у маньериста Л. Карди (прозвище Чиголи), но на манеру Фетти в наибольшей степени оказало знакомство с произведениями Караваджо(см. КАРАВАДЖО Микеланджело) и мастеров его круга, немецкого живописца А. Эльсгеймера, а также впечатления от произведений Рубенса(см. РУБЕНС Питер Пауль). Работы великого фламандца Фетти мог увидеть впервые в Риме во время обучения в иезуитском колледже, расположенном около палаццо Колонна, где работал библиотекарем брат Рубенса Филипп. Картины Рубенса имелись и в собрании герцога Гонзага. Через известного римского патриция, маркиза А. Маттеи, представителя герцога Гонзага в Риме, Фетти познакомился с известными меценатами, коллекционерами, среди которых был и кардинал Монтальто, племянник папы Сикста V, настоятель церкви Сан Лоренцо ин Дамаско, где Фетти исполнил свою первую работу «Ангелы у изображения Мадонны с младенцем». Светлые тона картины напоминали палитру Чиголи.

    Фетти прожил недолгую жизнь, его творчество развивалось в период всего двух десятилетий 17 в. В его живописном наследии произведения многих жанров — однофигурные композиции с аллегорическим или библейским персонажами, портреты, картины кабинетного формата на библейские, мифологические или аллегорические темы (в том числе и известный цикл из 12 или 13 картин на сюжеты из евангельских притч, хранящихся в различных европейских музеях), которые Фетти начал писать в конце своего пребывания в Мантуе.

    Произведения Фетти не датированы, поэтому трудно установить последовательность их исполнения. По-видимому до 1613 года были созданы композиции с одним аллегорическим или библейским персонажем — «Меланхолия» (Лувр), «Давид» (Дрезден, Картинная галерея), «Артемизия» (Нью-Йорк, частное собрание), «Плачущий Св. Петр» (Вена, Художественно-исторический музей), «Самоубийство Клеопатры» (частное собрание). В образе Св. Петра художник, возможно, изобразил отца, обратившись к сюжету из книги «Слезы Св. Петра».

    Крылатого Гения с гравюры Дюрера напоминает Меланхолия, а египетская царевна предстает в тосканском костюме. В рассказе о безутешной вдове императора Галикарнаса Мавсола Артемизии и о библейском красавце Давиде художник тоже проявляет много фантазии, театрализуя образы, с лирической интонацией повествуя прежде всего о человеческих переживаниях. Свободный мазок и звучные краски напоминают манеру Рубенса, а сильная моделировка светом и тенью — приемы караваджистов. Уже в мантуанский период были написаны еще две однофигурные композиции — «Кающаяся Магдалина» (1617, частное собрание) и «Давид с головой Голиафа» (1617—19, Венеция, Галереи Академии). Сидящая у Распятия Магдалина выглядит, скорее, персонажем одноименного балета на музыку Кл. Монтеверди по поэме Дж. Б. Алдреини, ставившегося при дворе герцога Гонзага. А библейский Давид — персонажем инсценировки в живописном театральном костюме.

    В Мантуе Фетти создал много алтарных образов в церквях, портретов членов семейства герцога. Для монастыря Св.Урсулы, основанного супругой герцога Маргаритой Гонзага, им были исполнены росписи четырех люнетов(см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) (1619—20) с изображением эпизодов из ее жизни, а также в 1616—19 гг. — станковые композиции на темы истории Христа («Молитва в Гефсиманском саду», «Коронование тернием», «Христос среди солдат» — Рим, Галерея Кор-сини; «Приумножение хлебов и рыб» — Мантуя, Королевский дворец). В сценах из истории Христа в наибольшей степени проявилось воспринятое от Караваджо и его последователей стремление реалистически правдиво и с глубокой религиозностью повествовать о сильных человеческих чувствах, о борьбе добра и зла. Свобода в истолковании сюжетов из Легендарной истории присуща небольшим полотнам, исполненным в последние годы пребывания в Мантуе — «Бегство в Египет» (Вена, Художественно-исторический музей) и четырем картинам на тему жизни Товии («Исцеление Товита», Санкт-Петербург, Эрмитаж; остальные 3 — в других собраниях). Правдивость конкретных деталей всегда сочетается в них с фантазией, глубоким лиризмом в рассказе о событии. Пейзаж в полотне «Бегство в Египет» привносит трагические ноты в сцену с изображением Марии и Иосифа, увидевших на пути в Египет тела двух убитых младенцев.

    В Мантуе был создан портрет Винченцо Авогардо (Лондон, Букингемский дворец), регента одной из церквей; полотна «Поэт» (Лондон, Институт Курто); «Портрет Актера» (Эрмитаж), на котором, возможно, изображен комик Франческо Андреини с маской в руке, брат известного драматурга и актера Дж. Б. Андреини; «Портрет человека с золотым кубком и книгой» (ок. 1620, частное собрание), возможно, коллекционера Н. Авеллани, друга художника. Фетти любил создавать камерные портреты, его привлекал разнообразный внутренний мир портретируемых, но в каждом образе присутствует и некоторая театрализация, тонко характерной деталью подчеркнут круг интересов человека, его социальное положение. Образы «поэтов», возможно, были созданы для украшения «Зала муз» во дворце герцога Гонзага. Поэты и музы изображены на стенах зала, как аллегории различных литературных жанров. Образ старого и молодого поэтов из собрания Института Курто написаны с натуры, в теплой красно-коричневой гамме Рембрандта.

    Венеция (1622—1623)

    С придворной культурой Мантуи связано полотно «Геро и Леандр» (Вена, Художественно-исторический музей), написанное уже в Венеции, куда Фетти прибыл по поручению герцога Гонзага. Драма «Плач Леандра» на стихи Дж. Б. Марино и музыку Дж. Монтеверди часто ставилась в театре. Живописно смотрятся фигура рыжеволосой наяды и желтый плащ Леандра в ночном морском пейзаже, напоминающем своей таинственностью полотна Эльсгеймера.

    Еще в Мантуе художником была начата работа над циклом из 12 (или 13 полотен) для дворца в Мантуе на сюжеты из евангельских притч. Им самим с них было сделано много копий и повторений. Назидательные сюжеты Фетти наполнил свежим человеческим содержанием, с житейской достоверностью, обилием конкретных деталей и с большой фантазией выстроив каждую сцену. Они написаны с экспрессией и легкостью мазка, колорит каждой сцены эмоционально тонко способствует раскрытию смысла притчи. В «Притче о потерянной драхме» (Дрезден, Картинная галерея) свет поставленной на пол свечи таинственно освещает бедное крестьянское жилище, а в полотне «Притча о добром самаритянине» (там же) написанный в серой тональности пейзаж усиливает чувство сострадания к раненому иудею, чьи раны маслом и вином излечивает самаритянин. Ценность прощения («Притча о блудном сыне»), сострадания, противопоставление добра и зла («Притча о злом рабе», Дрезден, Картинная галерея), щедрости и скупости («Притча о работниках на винограднике», частное собрание), бедности и богатстве преподносится художником в притчах без дидактики, с большим поэтическим тактом и умением превратить легендарное событие в конкретную обыденную сцену.

    Фетти оказал большое влияние на развитие жанровой живописи 17 в.

  3. Источник: Энциклопедический словарь