Словарь Брокгауза и Ефрона

    Карл Вацлавович (Rais) — один из выдающихся современных беллетристов Чехии. Родился в 1859 г., сын зажиточного земледельца; учился в реальной гимназии и учительском институте; занимал учительские должности в разных местах Чехии. В 1898 г. назначен директором женской школы в предместье Праги. В произведениях Р., превосходно изучившего особенности народного быта северо-восточной Чехии и условия тяжелого педагогического поприща, талантливо воспроизведены исчезающие типы старого поколения и нарождающиеся типы поколения нового. Народная школа Чехии нашла в Р. своего историка-художника, в живых картинах рисующего ту жгучую борьбу за национальность, которая проходит через всю новейшую историю Чехии. Замечательнейшим в этом роде произведением Р. считается патриотический роман его "Zapadli Vlastenci" (Прага, 1894), в котором изображается участие народной школы в духовном возрождении чешской национальности. В других произведениях Р. отразились условия семейного и социального быта чехов. Лучшее из таких произведений — полный драматизма рассказ: "Kalibův zloċiu. Obraz z podhoři" (Прага, 1895) В рассказе "Pantàta Bezoušek" (Прага, 1897) выведен живой тип деревенского обывателя-старика, впервые попавшего в столицу Чехии. Небольшие рассказы Р. из народной чешской жизни вошли в состав сборников: "Výminkàři. Povidky a kresby z podhoři" (Прага, 1891), "Potměchut. Povidky a kresby z podboři" (Прага, 1892), "Horské kořeny" (Прага, 1892) и "Rodiče a dèti" (Прага, 1893).

    M. П.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Rais)

    Карел Вацлав (4.1.1859, Лазне-Белоград, — 8.7.1926, Прага), чешский писатель. Окончил учительский институт в Йичине (1877). Начал печататься в 80-х гг. Главная тема творчества — жизнь чешской деревни (сборники «Выминкаржи», 1891; «Среди людей», «Полупаны», оба — 1898, и др.). В повестях «Заброшенные патриоты» (1893) и «Закат» (1896) изображена культурно-просветительская деятельность сельских учителей и низшего духовенства в период национального возрождения. Роман «О пропавшем сапожнике» (1920) повествует о трудной жизни населения Подкрконошского края, о национальном гнёте. Р. развивал реалистические традиции в чешской литературе.

    Соч.: Vybrané spisy, sv. 1—8, 10, Praha, 1959—65; в рус. пер. — В чешской школе, Казань, 1899; Грех Калибы, «Русский вестник», 1905, № 6—8.

    Лит.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв., М., 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    rice

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Русско-английский словарь математических терминов

    p.n.Rice

  7. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  8. Литературная энциклопедия

    Райс

    РАЙС Эльмер (Elmer L. Rice, настоящая фамилия Ф. Райценштейн, 1892—) — современный американский драматург. Закончил с отличием высшую юридическую школу в Нью Йорке. Творческий путь Р., не лишенный своеобразия, показателен для развития мелкобуржуазного реализма США. Судьбы представителей так наз. средних слоев, в частности «белых воротничков» — армии служащих, — основное, что интересует драматурга, поднявшего, как и целый ряд других американских писателей (Шервуд Андерсон, Синклер Льюис и др.), знамя критики монополистического капитала.

    Первая вещь Р., поставленная на сцене, — пьеса «On trial» (На суде, 1914, изд. 1919) — является гуманистической критикой буржуазного правосудия, понимаемого автором весьма абстрактно. В пьесе нет и намека на то, что в основе буржуазного права и этики лежит классовое начало, классовый антагонизм.

    В послевоенные годы частичной стабилизации капитализма, отмеченные подъемом волны капиталистической рационализации, Р. пишет о машине («Adding machine», 1923, «Subway», 1929), парализующей волю и чувства, не обнаруживая корней капиталистической рационализации; бунт его героев индивидуалистичен, анархичен и обречен на неудачу. Надежды на «просперити» («Street scene», 1929) сочетаются с неприятием американской действительности. Бунтари обращаются в бегство: в богемские кварталы Парижа — «Left bank» (Левый берег, 1931), в экзотические дали Италии — «See Naples and Die» (1929, изд. 1930). После горького разочарования герои пьес Р. обычно возвращаются к отечественным берегам.

    В 1932 Р. посетил СССР. Недавно в своем интервью с английским корреспондентом газ. «Эра» он заявил, что советский театр занимает первое место в мире. Он видит также, что «Россия меньше всего стремится к войне», и поэтому стоит за то, чтобы «советской программе оказать всяческую поддержку».

    По возвращении из СССР Райс написал пьесу о кризисе «We the people» (Мы народ, 1933). Автор мечется между правдой и ложью, стремясь свое реалистическое изображение падения мелкого накопителя примирить с оправданием капиталистической действительности и апелляцией к закону.

    В своей последней пьесе — «Judgement day» (День суда, 1934) — на тему о фашизме в одной из европейских стран автор еще не изжил своих демократических и либеральных иллюзий. Они помешали ему вскрыть классовый смысл фашизма как диктатуры наиболее реакционных слоев буржуазии.Библиография:

    Державин, Америка и советский театр, «Красная газета» от 25/XI 1923; Балашов П., Американская драматургия, в журн. «Иностранная книга», 1934, № 4; Dickinson Th. H., Playwrights of the New American Theatre, N. Y., 1925; Isaacs E. I. R., Critics pleasure, Broadway in review, «Theatre Arts Monthly», 1934, November; Freeman J., Elmer Rice, «New Theatre», 1934, September.

  9. Источник: Литературная энциклопедия