Большая Советская энциклопедия

    Дизель (Diesel) Рудольф (18.3.1858, Париж, ‒ 29.9.1913), немецкий инженер, известен как создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (см. Дизель). В 1878 окончил высшую Политехническую школу в Мюнхене. В патентах 1892 и 1893 Д. выдвинул идею создания двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу, близкому к идеальному Карно циклу, в котором наивысшая температура достигалась сжатием чистого воздуха до 25 Мн/м2 (250 кгс/см2). В 1897 в Аугсбурге Д. построил двигатель, основанный на принципе предварительного сжатия воздуха и самовоспламенения топлива, подаваемого в цилиндр в конце такта сжатия. Двигатель отличался сравнительно высоким кпд, но работал на дорогостоящем керосине, имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых усовершенствований, внесённых в 1898‒99, двигатель стал надёжно работать на дешёвом топливе ‒ нефти и получил широкое распространение в промышленности и на транспорте (см. Автомобильный двигатель, Судовой двигатель, Тракторный двигатель, Дизельная электростанция). Д. утонул в Ла-Манше.

    Соч.: Theorie und Konstruktion eines rationellen Wärmemotors zum Ersatz der Dampfmaschinen und der heute bekannten Verbrennungsmotoren, B., 1893; Die Entstehung des Dieselmotors, B., 1913.

    Лит.: Радциг А. А., История теплотехники, М. ‒ Л., 1936; Гумилевский Л. И., Рудольф Дизель. [Биографический очерк], М. ‒ Л., 1938.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    ДИЗЕЛЬ, РУДОЛЬФ КРИСТИАН КАРЛ

    (Diesel, Rudolf Christian Karl)

    (1858-1913), немецкий изобретатель, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Родился 18 марта 1858 в Париже в семье ремесленника из Аугсбурга. Учился в Мюнхенской высшей технической школе. Еще студентом, ознакомившись с основами теории тепловых машин, увлекся идеей повысить КПД паровой машины. Для этого, как он полагал, сжигание горючей смеси следует проводить внутри цилиндра, предварительно повысив степень сжатия. Но слишком сильно сжимать горючую смесь нельзя: она перегревается и вспыхивает раньше времени. Дизель решил сжимать не горючее, а воздух, и только к концу сжатия впрыскивать в цилиндр жидкое топливо под высоким давлением. Все эти соображения Дизель изложил в работе Теория и конструкция рационального теплового двигателя (Theorie und Konstruktion eines rationellen Warmemotors, 1893). Вначале он попытался создать двигатель на угольной пыли, но успеха добился, лишь когда использовал в качестве горючего частично очищенную нефть. В 1897 работы над двигателем были завершены. Его КПД действительно был значительно выше, чем у созданных к тому времени паровых машин; кроме того, здесь не нужна была система зажигания. Историю своего изобретения Дизель изложил в книге Создание дизельного двигателя (Die Enstehung des Dieselmotors, 1913). Новый двигатель сразу нашел широкое применение, многие страны приглашали к себе его изобретателя. Обстоятельства гибели Дизеля трагичны: 29 сентября 1913 он отправился на пароходе из Антверпена в Лондон для проведения консультаций в английском Адмиралтействе, однако во время плавания упал за борт и утонул.

    ЛИТЕРАТУРА

    Радциг А.А. История теплотехники. М. - Л., 1936 Гумилевский Л.И. Рудольф Дизель. М. - Л., 1938

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ди́зель Рудольф

    (Diesel) (1858—1913), немецкий инженер. Создал (1897) двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.

    * * *

    ДИЗЕЛЬ Рудольф

    ДИ́ЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф (18 марта 1858, Париж — 29 сентября 1913, пролив Ла-Манш), немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания (1897), названного его именем.

    Родился в немецкой семье, эмигрировавшей во Францию. В 1870 из-за начавшейся Франко-прусской войны(см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) всю семью выслали в Англию. Для получения образования родители отправили Рудольфа в Германию: сначала в Аугсбург, а затем в Мюнхен в Высшую техническую школу, которую он окончил с отличием, став инженером по холодильным установкам.

    Молодому Дизелю покровительствовал инженер и предприниматель Карл фон Линде(см. ЛИНДЕ Карл), устроивший Рудольфа в 1880 на работу в парижское отделение своей фирмы. Наблюдения за состоянием газов при их резком сжатии и расширении привели Дизеля к идее безыскрового воспламенения газовой смеси в цилиндре двигателя. От первых опытов с газами исследователь перешел к экспериментам с горючими жидкостями, используя в качестве воспламенителя высокую температуру сжимаемого воздуха. В 1890 Дизель перешел на работу в берлинское отделение фирмы Линде. Здесь он представил расчеты и теоретическое обоснование своей идеи и в 1892 получил патент.

    В 1897 Дизель сумел продемонстрировать работу действующего двигателя своей конструкции мощностью 25 л. с. Высокоэффективный двигатель заинтересовал фирму Круппа(см. КРУПП), машиностроительные заводы Аугсбурга. К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий успех, но через некоторое время лицензионные отчисления (ройялти) прекратились из-за конструкторских просчетов, устраненных уже другими изобретателями. Рудольф Дизель погиб, видимо, во время крушения почтового парохода «Дрезден» в проливе Ла-Манш (по другой версии, покончил жизнь самоубийством из-за финансовых неудач).

  5. Источник: Энциклопедический словарь