Словарь Брокгауза и Ефрона

    Ересь, известная под этим именем, появилась в Новгороде во второй половине XV века и оттуда перешла в Москву. По словам летописцев, первым ее распространителем в Новгороде был еврей Схария, в 1471 г. приехавший туда из Киева и совративший нескольких священников. Скудные сведения, имеющиеся о самом существе ереси в летописях, посланиях архиепископа новгородского Геннадия и в "Просветителе" Иосифа Волоцкого, позволяют представить учение Ж. в следующем виде: они отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам и ругались над последними, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность И. Христа; некоторые шли еще дальше в рационалистическом направлении, отказываясь признавать бессмертие человеческой души. Собственно еврейский элемент не играл, кажется, в этом учении особенно видной роли и сводился к некоторым обрядам; в существе же своем ересь Ж. явилась отражением на русской почве того религиозного брожения, какое происходило в это время в Западной Европе, выражаясь, между прочим, в создании ряда рационалистических учений. В Новгороде, помимо общих условий, благоприятствовавших появлению и развитию ересей и заключавшихся в церковных неустройствах и слабости, существовали еще и особые к тому причины: новгородская область была наиболее доступна западному влиянию, она только что пережила уничтожение своей политической самостоятельности, а духовенство ее пользовалось еще сравнительной независимостью от центральной власти. Распространение ереси сначала совершалось в тайне; еретики оставались по наружности православными. В 1480 г. ересь проникла и в Москву: великий князь Иван Васильевич привез туда из Новгорода, в качестве книжных людей, понравившихся ему священников Алексея и Дениса, принадлежавших к числу Ж. В Москве они получили видные места протопопов Успенского и Архангельского соборов и повели деятельную пропаганду, в результате которой появился значительный кружок еретиков; из них самым видным лицом был любимец великого князя, дьяк Федор Курицын. И из духовенства московского многие примкнули к еретикам: архимандрит Симоновского монастыря Зосима, крестовые дьяки Истома и Сверчок и др. были на их стороне. Великий князь имел понятие о мнениях еретиков и относился к ним благосклонно. Официально существование ереси открылось лишь в 1487 г., когда в Новгороде несколько священников, в пьяном виде, стали хулить православную веру, и об этом донесено было архиепископу Геннадию. Наряженный им розыск подтвердил обвинение, а один из обвиненных, поп Наум, покаялся и сообщил архиепископу сведения о ереси. С этой поры Геннадий и выступил главным борцом против ереси (см.). Не встречая особенно усердной поддержки со стороны верховного светского и духовного правительства, так как великий князь был расположен к предводителям еретиков, а митрополит Геронтий питал личное неудовольствие против Геннадия, последний обратился к другим епископам и с их помощью добился в 1488 г. созыва собора, положившего нераскаянных еретиков казнить "градскою казнию". Таким же путем Геннадий добился созыва собора в 1491 г., после поставления в митрополиты Зосимы, причем этот собор осудил главнейших Ж. из среды духовных лиц, предал их проклятию и приговорил к заточению. В Новгороде это наказание, по распоряжению Геннадия, было заменено для еретиков подобием аутодафе. Путем таких мер Геннадию удалось было подавить ересь в Новгородской области, но ненадолго. Пользуясь расположением великого князя, добившись возведения своего человека в достоинство митрополита, Ж. имели прочное убежище и поддержку в Москве и отсюда могли вредить самому Геннадию: благодаря Курицыну, архимандритом Новгородского Юрьева монастыря назначен был Ж. Кассиан, который и повел открытую борьбу с Геннадием. Невежество православного духовенства и массы населения, ярко сказавшееся в ожиданиях кончины мира, связанных с окончанием пасхалии, помогало быстрому развитию ереси. При таких трудных обстоятельствах Геннадий счел нужным изменить образ действий: он предпринял продолжение пасхалии, перевод Библии, стал заботиться о школах для подготовки духовных лиц и, наконец, вызвал на борьбу с ересью Иосифа Волоцкого. Страстные обличения последнего заставили еретика Зосиму покинуть митрополичий престол (17 мая 1494 г.); но дальнейшая проповедь Иосифа, клонившаяся к тому, чтобы заставить светскую власть предпринять беспощадное гонение на еретиков, встретила отпор со стороны Нила Сорского и его учеников, известных под именем заволжских старцев, которые доказывали, что христианская истина может быть распространяема только мирным путем. Исход завязавшейся, таким образом, между Иосифом и заволжскими старцами (см.) борьбы, а с ним и дальнейшая судьба Ж. зависели не только от преобладания тех или иных идей среди русского духовенства, но и от настроения представителей светской власти. Первоначально великий князь Иван Васильевич склонялся в сторону еретиков и недоброжелательно смотрел на фанатизм Геннадия и Иосифа Волоцкого; на стороне Ж. была и сноха великого князя, Елена, восшествие сына которой на престол означало бы отказ правительства от преследования ереси; поэтому единомышленники Геннадия возлагали свои надежды на второго сына Иоанна, Василия, и желали его воцарения. Сперва взяла было верх партия Елены и Дмитрия, и в 1493 г. последний провозглашен был наследником Иоанна. Но уже в следующем году партию эту постигла опала; ее предводители частью были казнены, как Ряполовский, частью пострижены, как Патрикеевы; в 1502 г. Елена и сын ее были заточены, а Василий объявлен наследником престола. Этот переворот знаменовал собой и поворот политики правительства в церковном вопросе: собор, созванный великим князем и открывший свои заседания 27 декабря 1504 г., проклял нескольких еретиков и приговорил их к казни. Дьяк Волк Курицын, брат Федора, Иван Максимов и Димитрий Коноплев были сожжены в Москве в клетках; Некрасу Рукавому был в Москве отрезан язык, а затем он был сожжен в Новгороде вместе с архимандритом Кассианом и др. Некоторые из еретиков были отправлены в тюрьмы, другие — в монастыри на заточение. После этого удара ересь Ж. уже не оправлялась, хотя втайне остатки ее учения, вероятно, продолжали существовать еще некоторое время. Записанное Костомаровым предание выводит от старинных Ж. позднейших молокан; но вряд ли между этими двумя сектами существует реальная генетическая связь.

    Литература - см. Геннадий; кроме того: Сервицкий, "О ереси новгородских еретиков" ("Православное Обозрение", 1862, VI); M. Л., "Геннадий, архиепископ новгородский" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1875, № 5); Хрущов, "О сочинениях Иосифа Санина" (СПб., 1868); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", т. I.

    В. М-н.

    В начале XIX столетия жидовствующими назывались, на нашем законодательном языке, еретики-субботники, придерживающиеся некоторых иудейских догматов и обрядов (обрезание, суббота и др.). Первые официальные известия о них восходят к 1811 г. и поступили почти одновременно из губерний Тульской, Воронежской и Тамбовской. Преосвященный воронежский доносил, что секта эта "возникла между православными христианами около 1796 г. от природных жидов, между христианами живших, и распространилась в 6 селениях Бобровского и Павловского уездов". Для борьбы с этой сектой, причисленной к числу особенно вредных, в 1825 г. приняты были суровые меры (отдача начальников секты в военную службу, если они к ней пригодны, ссылка негодных в Сибирь, запрещение сектантам отлучек из места жительства и др.), а в видах "посмеяния над заблуждениями" и возбуждения в народе "отвращения" к ним повелено было "именовать субботников жидовской сектой и оглашать, что они подлинно суть жиды". В то же время постановлено было "из уездов, в коих находится жидовская ересь, высылать евреев без исключения и ни под каким предлогом не дозволять им там пребывания" (это правило отменено в 1884 г.). Позднее жидовствующих стали именовать иудействующими (см.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    («Жидо́вствующие»,)

    православно-церковное наименование одной из разновидностей ересей в России во 2-й половине 15 — начале 16 вв., неупотребляемое в советской исторической науке. См. Ереси в России.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ушакова

    ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ, жидовствующих, ед. жидовствующий, жидовствующего, муж. (ист.). Последователи рационалистической секты в православной церкви 15 века, некоторыми подробностями своего вероучения подавшие противникам повод видеть в нем влияние со стороны иудейства. Ересь жидовствующих.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Философская энциклопедия

    "ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ"

    религ.-реформац. движение в России 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. Ересь "Ж." была общерусским реформац. движением, представлявшим широкие социальные круги: торгово-ремесленные круги Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, мелкопоместные элементы, слои низшего и рядового духовенства. Выступления против монашества, поддержка "Ж." объединит. политики моск. великого князя сделали возможным сотрудничество Ивана III с лидерами движения – Алексеем, Денисом и др. Это сотрудничество носило условный характер и ослабевало по мере выявления антифеод. сущности реформац. движения. По приговору собора 1504 руководители движения "Ж." были казнены, многие его участники заточены в тюрьмы и монастыри.

    В центре идеологич. борьбы "Ж." находились облеченные в религ. форму вопросы обществ. устройства. Аргументы в пользу своих интересов реформаторы черпали из Ветхого завета. Согласно "Ж.", социальное законодательство для людей Ветхого завета было религ. законом. Они заключали "договор" с богом как полноправная сторона, а их пророки бичевали социальную несправедливость. Обращение реформаторов к Ветхому завету послужило поводом для обвинения их в "жидовстве". Оппозиционные феод. православию идеи "Ж." выразились в "атитринитаризме (см. Антитринитарии), иконоборчестве, отрицании института монашества, в непочитании святых, несоблюдении постов, в критике учения о воскресении мертвых. Руководители движения обращались к философии, истории, грамматике, астрономии. Они утверждали за человеком широко понимаемое право нравств. свободы ("самовластие души"), придерживались идеи равенства народов и вер, отвергали ср.-век. аскетизм и признавали естественным удовлетворение духовных и телесных потребностей человека. Ересь "Ж." явилась рус. антифеод. реформац.-гуманистич. движением, складывавшимся на почве развития городской жизни, успехов торговли, ремесла, роста материальной и духовной культуры. В 15 в. критика православия была углублена и развита в учении идеолога социальных низов Феодосия Косого. Лит.: Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, М.–Л., 1955; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье. Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века, М.–Л., 1960.

    А. Клибанов. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

    ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско-московская ересь

    антитринитариев) — религаюзно-реформационное движение, распространившееся в кон. 15 — нач. 16 в. в Новгороде и Москве. История ереси и воззрения вольнодумцев известны из “Просветителя” Иосифа Волоцкого, Соборных приговоров, переписки иерархов Церкви и литературы, вышедшей из-под пера еретиков. Источники связывают зарождение ереси с выходцем из Литвы “жидовином Схарией”. Первоначально (с 70-х гг.) ересь распространялась в Новгороде, где последователями Схарии стали протопоп Алексей и Григорий Тучин, а также поп Денис, дьяк Гридя, некто Гавриил, чернец Захар, осужденные в 1490. В 80-х гг. новгородские еретики Денис и Алексей нашли покровительство у Ивана III и его снохи Елены Стефановны и стали служить в кремлевских храмах. С их появлением в столице связывают деятельность московского еретического кружка, куда входили писец Иван Черный, купец Игнат Зубов, дьяки Истома и Сверчок. Главными фигурами среди жидовствующих были Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Руковов, приговоренные к казни решением Собора 1504 г. Казнь еретиков послужила отправным моментом полемики между иосифлянами и нестяжателями. В 16 в. последователями хидовствующих выступили антитринитарии, наиболее яркими представителями которых были Феодосии Косой и Матвей Башкин. Жидовствующие отличались склонностью к математическим, географическим, медицинским, астрономическим и филологическим штудиям, выступали с критикой Евангелия и святоотеческой литературы. Особое пристрастие они питали к пророческой, естественно-научной и мистической литературе (в переведенной с еврейского астрологической книге “Шестокрыл” обширные математические и астрономические сведения переплетены с магией). Жидовствующие отрицали христианскую эсхатологию, не признавали грядущего воскресения и воздаяния. В духе геоцентрического учения Аристотеля— Птолемея представляли Вселенную в виде девяти концентрических небесных сфер, окружающих землю (в “Космографии” приводятся чертежи и точные математические расчеты движения светил). Иудейские истоки имеет логический трактат — “Логика Авиасафа”, восходящий к “Стремлению философов” ал-Газали (1059—1111) и пособию по логике Моисея Маймонида. Мудрость отождествляется с обладанием математическими, геометрическими и логическими знаниями.

    Федор Курицын в “Лаодикийском послании”, где в сконцентрированном виде сформулировано кредо жидовствующих, основное положение христианства о спасительном предназначении Христа подменяет тезисом о спасительной для судеб человечества миссии просвещения. Религиозно-философское мировоззрение “жидовски мудрствующих” можно определить как схоластический аристотелизм, сочетающийся с элементами неоплатонической мистики и ветхозаветным монотеизмом.

    Ист.: О ереси жидовствующих. М., 1902; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси 14—16 вв. СПб., 1903; Источники по истории новгородско-московской ереси кон. 15 — нач. 16 в.— В кн.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 — нач. 16 в. М.—Л., 1955.

    Лит.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 2, ч. 1. М., 1900; КлибановА. И. Реформационные движения в России в 14—1-й пол. 16 в. М., 1960; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с “хионы и турки” и проблема “жидовския мудрствующих”.— “Труды Отдела древнерусской литературы”, т. 27. Л., 1972; Мшьков В. В. Религиозно-философские проблемы в еретичестве кон. 15 — нач. 16 в Β кн.: Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985.

    В. В. Мшьков

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    см. Ереси.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия