Словарь Брокгауза и Ефрона

    (John Knox, 1505—72) — шотландский реформатор, родился в зажиточной семьи южной Шотландии, учился в Университете Глазго у Дж. Мэра (Mair), который ранее был в Париже и усвоил оппозиционные теории соборных деятелей XV в. Нокс не приобрел солидного богословского образования. В конце 20-х гг. он, по-видимому, стал священником. В начале 40-х гг. Н. обратился к протестантизму, сблизился с его швейцарским направлением и внес в шотландскую реформацию пуританский элемент. Его сухому, прямолинейному уму был чужд всякий мистицизм, его властной и суровой натуре — всякие компромиссы; безусловное выполнение слова Божия, выраженного в Писании, строгая моральная дисциплина стояли для него на первом месте. Если власти сопротивляются воле Божьей, то должен выступить весь народ и насильственно водворить Божий порядок; где это невозможно, наступает свобода действий для отдельных ревнителей веры. Н. участвовал в восстании протестантских дворян против регентства в 1546 г., был захвачен французами и провел два года в цепях на галере. Освобожденный по ходатайству английского короля Эдуарда VI, Н. получил от Кранмера поручение проповедовать реформацию в сев. Англии, но отказался от епископства. Резко выступая против католических обычаев, Н. задевал, вместе с ним, сохранившееся в англиканстве коленопреклонение перед причастием. После воцарения Марии Тюдор, Н. бежал на материк и сблизился с Кальвином, под влиянием которого окончательно сформировалось его направление. Затем Н. действует в английской общине в г. Франкфурте; в 1555 г. появляется в Эдинбурге и в резком воззвании к регентше, Марии Гиз, требует принятия ею новой веры; потом опять возвращается в Женеву. Под влиянием его призывов в 1657 г. составляется в Шотландии "конгрегация" дворян, чтобы доставить торжество протестантизму. В 1558 г. Н. выпускает памфлет под заглавием: "Первый трубный глас против чудовищного правления женщины". В 1559 г. Н., возвратившись в Шотландию, начинает громить католическое "идолослужение"; под влиянием его проповедей народ бросается разрушать церкви и иконы. В то же время Н. искусно ведет с Елизаветой английской переговоры о помощи шотландским протестантам. При участии Н. происходит свержение регентши. В 1560 г. парламент принимает предложенное Н. исповедание, и Н. получает место первого проповедника в Эдинбурге; в визитации церквей, в устройстве местных и провинциальных церковных собраний он играет деятельную роль. После появления Марии Стюарт Н. ожесточенно восстает против совершения мессы при дворе, против его роскоши и увеселений, преследует новую "Иезавель" грозными и грубыми речами, читает ей суровые наставления. Маленький, тщедушный человек, Н. доходил в своих проповедях, постепенно возбуждаясь, до страшной силы пафоса и негодования. В волнениях царствования Марии Н. принимал прямое или косвенное участие. После смерти Дарнлея и бегства королевы с Ботвелем, Н. требовал казни ее за прелюбодеяние и убийство мужа. Политические бури конца 60-х гг. сломили Н.; в 1570 г. его поразил удар, но он до самой смерти продолжал выступать на кафедре. Сочинения Н. изданы в Эдинбурге в 1861 г.

    Биография Н. — M'Crie (нов. изд. Бельфаст, 1874); Rosers, "Genealogical Memoirs of Knox" (Л., 1879); Brandes, "John Knox" (Эльберфельд, 1862); Bellesheim, "Geschichte der katholischen Kirche in Schottland" (Майнц, 1889).

    P. B.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    (Knox)

    Альфред Уильям (30.10.1870—9.3.1964), английский генерал. Принадлежал к Консервативной партии. Окончил Королевский военный колледж (1891), штабной колледж (1905), после чего служил в Генштабе и военном министерстве. В 1911—18 военном атташе при британском посольстве в России. Во время 1-й мировой войны 1914—18 находился в русской действующей армии. В 1918—1920 глава британской военной миссии в Сибири. В ноябре 1918 — один из организаторов установления диктатуры адмирала А. В. Колчака (см. Колчаковщина); ведал поступающим из Великобритании снабжением для колчаковской армии; создал школу с британскими инструкторами для подготовки офицерского состава и т.д. Воспоминания Н. содержат фактический материал об участии русской армии в 1-й мировой войне.

    Соч.: With the Russian Army 1914—1917, being chiefly extracts from the diary of a military attache, v. 1—2, L., 1921.

    II

    (Knox)

    Джон (1505 или около 1514, близ Хаддингтона, — 24.11.1572, Эдинбург), деятель Реформации (См. Реформация), основатель пресвитерианской церкви в Шотландии. Происходил из крестьянской семьи. В 30-е гг. священник. В 40-е гг. начал выступать с проповедями в духе протестантизма. В 50-е гг. — в эмиграции: несколько лет жил в Женеве, где тесно сблизился с Ж. Кальвином, под влиянием которого окончательно сложились протестантские взгляды Н. Вернувшись в 1559 в Шотландию, развернул пропаганду Кальвинизма, который в 1560 в соответствии с актом шотландского парламента был объявлен государственной религией. В 60-е гг. Н. стал главным проповедником в Эдинбурге, фанатическая преданность кальвинизму и непримиримость к католицизму выдвинули его в число наиболее ревностных противников шотландской королевы-католички Марии Стюарт (См. Мария Стюарт). Публичные выступления Н. против Марии Стюарт, несмотря на теологическую оболочку, выражали тираноборческие идеи и оказали влияние на радикальную часть шотландских кальвинистов и английских индепендентов (См. Индепенденты). Н. — автор «Истории Реформации в Шотландии» (издана посмертно в 1587).

    Соч.: Works, v. 1—6, Edin., 1846—64; The history of the Reformation in Scotland, v. 1—2, L., 1949.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Knox), Джон (1505 или 1513 - 24.XI.1572) - шотл. церк. реформатор, основатель кальвинистской (пресвитерианской) церкви в Шотландии. Происходил из зажиточной крест. семьи. Окончил ун-т в Глазго, с 30-х гг. - священник в г. Сент-Андрус. С сер. 40-х гг. начал выступать с проповедями в духе протестантизма. В 50-х гг. был в эмиграции на континенте, неск. лет жил в Женеве, находился в непосредств. общении с Кальвином. Здесь окончательно сложились его протестантские взгляды. Вернувшись в 1559 в Шотландию, Н. развернул пропаганду кальвинизма, к-рый в 1560 спец. актом шотл. парламента был объявлен гос. религией. С вступлением на престол Марии Стюарт (1561) Н. стал одним из наиболее ревностных ее противников. В течение 60 - нач. 70-х гг. Н. был гл. проповедником в Эдинбурге, возглавлял шотл. кальвинистские синоды и занимался лит. деятельностью. Им, в частности, была написана "История реформации в Шотландии" ("The history of the Reformation in Scotland", L., 1587, посл. изд., v. 1-2, L., 1950), являющаяся одним из гл. источников по истории шотл. реформации. Н. пользовался огромной популярностью не только в Шотландии, но и в Англии, оказав значит. влияние на развитие англ. пуританизма. Кальвинистская ортодоксия и пламенный фанатизм, полная непримиримость к католицизму были прежде всего характерны для Н. Но его взгляды интересны и с точки зрения развития политич. идей. Несмотря на теологич. оболочку, идеи Н. выражали передовые для своего времени тираноборческие взгляды и оказали влияние на радикальную часть англ. индепендентов.

    Соч.: Works, v. 1-6, Edin., 1846-64.

    Лит.: Lang A., J. Knox and the Reformation, L., 1905; Muir E., J. Knox, portrait ot a calvinist, L., 1929; Rreedy G. R., The life of J. Knox, L., 1940.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия