Большая Советская энциклопедия

    (Moréas)

    Жан (псевдоним; настоящее имя Яннис Пападиамандопулос, Papadiamantopoulos) (15.4.1856, Афины, — 30.3.1910, Сен-Манде, департамент Сена), французский поэт. Грек по происхождению. С 1882 жил в Париже. В первых сборниках на французском языке «Сирты» (1884) и «Кантилены» (1886) М. выступил как поэт-символист. Ему принадлежит и сам термин «символизм», получивший теоретическое обоснование в его «Манифесте символизма» (1886). Позже (1891) М. обосновал «романскую школу», которая была первым проявлением неоклассицизма во французской модернистской поэзии. М. призывал вернуться к «французской ясности», забытой символистами, равняться на поэзию «Плеяды» (См. Плеяда) и 17 в. Наиболее значительные произведения М. — семь книг «Стансов» (1899—1901, седьмая изд. в 1920).

    Соч. в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Тхоржевский И., Tristia, СПБ, 1906; [Стихи], в кн.: Брюсов В., Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; [Стихи], в кн.: Эренбур г И., Тень деревьев, М., 1969; [Стихи], в кн.: Лившиц Б., У ночного окна, М., 1970.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Рыкова Н. Я., Современная французская литература, Л., 1939; Embiricos A., Les étapes de J. Moréas, Lausanne, 1948.

    М. В. Толмачев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Мореас

    МОРЕАС Жан (Jean Moreas, 1856—1910) — французский поэт. По происхождению грек. Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: «Les Syrtes» (1884) и затем «Les Cantilenes» (1886). Его лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью.

    Большой успех имел сборник М. «Le pelerin passione» (1890), к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт, но и теоретик символизма, Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его литературный манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую литературную группу — «романскую школу» (ecole romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailhede, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для всей этой группы Франция — наследница Рима. «Романская школа» отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, «романский» период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара (см.), находя, что в нем, как и в других поэтах «Плеяды» (см. Французская литература), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота.

    Из произведений М. следует еще отметить «Poesies» (1886—1896), «Stance», начавшие печататься в 1899, — собрание небольших стихотворений в 2—3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: «Les demoiselles Goubert» и «Le the chez Mirande», пародирующие натуралистический роман. Затем он печатает еще «Contes de la vieille France» — сборник рассказов (1909), «Esquisses et souvenirs» — сборник статей (1908), «Variations sur la vie et les livres» — два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к «романской школе», и драму «Iphygenie» (1908).Библиография:

    I. Oeuvres, vv. I—II, P., 1923—1926; Choix di poemes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский («Tristia», СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий («Весы», 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.).

    II. Брюсов В., «Русская мысль», М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267—268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades litteraires, 4-e serie, P., s. a.; Porche F., Lecon de Moreas, «Les Nouvelles Litteraires», P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Moreas, 1930.

    III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 serie, Paris, 1929.

  3. Источник: Литературная энциклопедия