(в крещении Иосиф) — четвертый по списку новгородский посадник, заказчик древнейшей из дошедших до нас датированной кирилловской рукописи, известной под именем "Остромирова евангелия". В 1054 г. О. был поставлен посадником в Новгороде вел. князем Изяславом Ярославичем, которому приходился свойственником. В 1055 г. О. ходил с новгородцами на Чудь; по одним летописным известиям, поход этот кончился неудачно и сам О. был убит, а по другим, подтверждаемым записью 12 мая 1057 г. писца Остромирова евангелия, диакона Григория, в которой он говорит о посаднике, как о лице здравствующем, О. овладел чудским городом Осек-Декипив (Солнечная рука) и благополучно вернулся в Новгород. В 1056 г. он заказал диакону Григорию, приехавшему с ним из Киева, написать упомянутое евангелие. Год смерти О. неизвестен.
(христианское имя Иосиф)
новгородский воевода и посадник в 1054—57, заказчик древнейшего из дошедших до нас Евангелия, т. н. Остромирова евангелия (См. Остромирово евангелие). Был сватом великого киевского князя Изяслава Ярославича. О. в 1056 ходил походом на чудь и взял один из чудских городов. Сыном О. был воевода Вышата, а внуком — Ян Вышатич, принимавший активное участие в политической жизни Руси и в создании «Повести временных лет» (См. Повесть временных лет).
Лит.: Остромирово евангелие, СПБ, 1883; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962.
ОСТРОМИР - новгородский княжеский посадник с 1054, воевода похода на чудь и др. Заказчик Остромирова Евангелия.
(в крещении Иосиф) — четвертый, по списку, новгородский посадник, заказчик древнейшей, из дошедших до нас, датированной кирилловской рукописи, известной под именем "Остромирова евангелия". В 1054 г. был поставлен посадником в Новгороде вел. кн. Изяславом Ярославичем, которому приходился свойственником. В 1055 г. Остромир ходил с новгородцами на Чудь; по одним летописным известиям, поход этот кончился неудачно и сам Остромир был убит, а по другим, подтверждающимся и записью 12 мая 1057 г. писца Остромирова Евангелия и дьякона Григория, в которой он говорит о посаднике, как о лице здравствующем, Остромир овладел чудским городом Осек-Декипив (Солнечная рука) и благополучно вернулся в Новгород. В 1056 г. он заказал диакону Григорию, приехавшему с ним из Киева, написать упомянутое евангелие Год смерти Остромира неизвестен.
Полн. собр. русск. летописей (по указателю); Н. Карамзин, История Гос. Росс., т. II; С. М. Соловьев, История России, т. II; Остромирово Евангелие, изданное А. Востоковым, СПб. 1843 г.; И. Григорович, Истор. хронолог. опыт о посадниках новгородских, М. 1821 г.; Н. Волков, О не новгородском происхождении диакона Григория ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1897, № 12).
Ш.
{Половцов}
Остроми́р
новгородский княжеский посадник с 1054, воевода похода на чудь и др. Заказчик Остромирова Евангелия.
* * *
ОСТРОМИРОСТРОМИ́Р (в крещении Иосиф), новгородский воевода и посадник (1054—1057), заказчик древнейшего датированного памятника старославянской письменности на Руси — Остромирова евангелия(см. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ). Сват киевского великого князя Изяслава Ярославича. В 1056 году Остромир совершил поход на чудь и взял один из чудских городов. Его сын — воевода Вышата, внук — Ян Вышатич, принимавший активное участие в политической жизни Руси и в создании «Повести временных лет».
гос. деятель и полководец Др. Руси сер. 11 в. Новгородский посадник. О. был "близоком" (свойственником) Изяслава Ярославича и фактически его соправителем, управляя значит. частью Киевского гос-ва - Новгородской землей. В Софийской первой летописи под 1054 есть запись о "посажении" его кн. Изяславом в Новгороде и о гибели в войне с чудью. Однако еще H. M. Карамзин обратил внимание, что по свидетельству Послесловия к Евангелию, заказанному О. (см. "Остромирово евангелие"), в 1057 он был жив.
Лит.: Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.