I(Lihgo) — божество "радости" древних куров, в честь которого при веселых песнях жилища и люди украшались цветами и венками и которому были посвящены рощи, луга и ключи. Впоследствии празднование Иванова дня (24 июня) слилось с этими празднествами: дети ждут на дорогах проходящих или проезжающих путников, чтобы забросать их цветами, при пении песен в честь Л.-Ивана (Ligho-Jahning). И теперь латыши Иванов день празднуют особенно торжественно: на высотах близ озер и рек зажигаются костры, девушки в ночь на Ивана отыскивают корень папоротника; в песнях повторяется имя Л. в соединении с именем св. Иоанна (Ligho-Ligho-Jahnite).
II(лат. миф.) — припев латыш. песен в конце Иванова дня. По мнению старой школы исследователей латышской мифологии, Л. — богиня любви и радости, соответствующая русской Ладе (см.).латышский народный праздник. Возник у древних латышских племён земледельцев и скотоводов и был связан с культом солнца и плодородия, подобно празднику Ивана-Купалы (См. Иван-Купала) у славянских народов. В самую короткую ночь в году (с 23 на 24 июня) жгли костры, прыгали через них, обливались водой, искали сказочный цветок папоротника, плели венки, готовили специальный круглый сыр с тмином, символизирующий солнце, пели песни, припевом которых было слово «лиго» — возглас ликования. В Советской Латвии Л., утратив религиозно-магическое значение, сохранился как летний традиционный праздник.
ЛИГО - древний латышский праздник, день летнего солнцестояния, был связан с культом солнца и плодородия, подобно празднику Ивана Купалы у славян.
др.-латыш. праздник, связанный с культом солнца и плодородия. Подобен празднику Ивана Купала у славян.
ли́го
у латышей праздник, подобный славянскому Иванову дню.
* * *
ЛИГОЛИ́ГО, древний латышский праздник, день летнего солнцестояния, был связан с культом солнца и плодородия, подобно празднику Ивана Купалы у славян.