пищевых веществ равнозначаще всасыванию их из кишечного канала после их переваривания под влиянием пищеварительных соков. Не вся принятая пища усваивается организмом животных и человека, а только та часть ее, которая после пищеварения успела всосаться в кровь и лимфу. Поэтому, чтобы судить об усвоенном напр. за сутки, следует из всего суточного количества пищи вычесть то, что выделяется кишечными извержениями за то же время; при этом в расчет должны быть приняты все основные элементы пищи в отдельности, т. е. белки, углеводы, жиры и соли. Разность между введенными составными частями пищи и выведенными кишечными извержениями за сутки — будет выражать количество усвоенного, т. е. приход веществ в животную экономию. Усвояемость различных пищевых веществ имеет огромное значение в диететике и диететическое достоинство различных веществ, при равных остальных условиях, находится в прямом отношении к их усвояемости. Понятие же об усвояемости тесно связано с У. В основе У. лежат процессы "всасывания из кишечного канала". Конечно, у простейших животных, лишенных кишечного канала (см.), У. совершается поверхностью тела.
И. Т.
процесс и результат познавательной деятельности – овладения знаниями, умениями, навыками. У. в учебно-воспитательном процессе определяется содержанием и методами обучения (См. Обучение), зависит также от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Для современного этапа развития психологопедагогической науки характерны две тенденции, тесно связанные друг с другом: обеспечение наиболее эффективных средств управления У. знаний и наряду с этим наиболее широкое использование возможности познавательной активности самих учащихся, формирование у них умения приобретать знания самостоятельно.
У. – развивающийся процесс, имеющий различные уровни, которые характеризуются специфическими формами его управления и разной степенью активности учащихся. Одна из форм управления процессом У. предполагает жёсткую регламентацию действий учащихся, обеспечивающих У. нового знания. Определённая система действий дана в готовом виде в образце, на основе которого и осуществляется У. Процесс У. такого уровня изучен и описан сов. психологами П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и др.
В этом случае система регламентирующих предписаний определяет не только характер действий учащихся, но и их последовательность и даёт возможность правильно распознавать категории изучаемого материала. Самостоятельность учащегося сводится при этом к минимуму и его активность проявляется в подражании образцу, в выполнении определённых, заданных способов действия.
Более сложные формы активности учащихся связаны с формированием приёмов умственной деятельности, которое обеспечивается педагогом. В этом процессе соединяются общественно выработанные способы деятельности и активной личности действующего индивида, поскольку владение тем или иным приёмом является необходимым элементом саморегуляции в У. знаний, а не только регулирования извне. Особо важное значение в У. имеет формирование обобщённых приёмов умственной деятельности (исследования Д. Н. Богоявленского, Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. А. Менчинской и др.). Учащиеся не только обобщают способы действия с материалом определённого типа, но и вырабатывают свой определённый «стиль» умственной работы (Ю. А. Самарин). У. знаний и способов деятельности составляет основу и необходимое условие умственного развития человека.
Н. А. Менчинская.
УСВО́ИТЬ, -о́ю, -о́ишь; -о́енный; сов., что.
-я, ср.
Действие по знач. глаг. усвоить.
Усвоение пищи. Усвоение темы.
□
События в доме, отвлекая Клима от усвоения школьной науки, не так сильно волновали его, как тревожила гимназия. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
УСВОЕ́НИЕ, усвоения, мн. нет, ср. Действие по гл. усвоить - усваивать. Предмет, трудный для усвоения.
I
ср.1.
процесс действия по гл. усвоить I, усваивать I
2.
Результат такого действия.
II
ср.1.
процесс действия по гл. усвоить II, усваивать II
2.
Результат такого действия; усваивание I 2..
III
ср.1.
процесс действия по гл. усвоить III, усваивать III
2.
Результат такого действия; усваивание II 2..
ср.
1) (овладение) mastering, learning;
(об обычае и т.п.) adoption предмет трудный для усвоения ≈ subject difficult to learn/master
2) (пищи и т.п.) assimilationс. assimilation;
(понимание тж.) understanding;
(обычаев и т. п.) acquiring.
n.understanding, mastery
с
1)Aneignen n, Aneignung f; Erlernung f(путем учения)
2)биол. Assimilation f
усвоение с 1. Aneignen n 1, Aneignung f c; Erlernung f (путём учения) 2. биол. Assimilation f
с.
1)(овладение) assimilation f; étude f(изучение)
2)(пищи и т.п.) assimilation f
с.
1)asimilación f; estudio m(изучение)
предме́т, тру́дный для усвое́ния — asignatura difícil de asimilar
2)(пищи и т.п.) asimilación f; anabolismo m
с.
1)assimilazione f; metabolizzazione f
2)(обучение) apprendimento m, assimilazione f
УСВОЕНИЕ, процесс, в ходе которого организм употребляет вещества, поступившие из окружающей среды, для создания новой протоплазмы или для обеспечения энергии на процессы метаболизма. Он включает в себя проникновение продуктов пищеварения в живые ткани у животных и синтез новых органических веществ у растений в ходе фотосинтеза.
(легирующей добавки) recovery
* * *
усвое́ние с.assimilation
* * *
assimilation
с.
assimilazione f
- англ. adoption; нем. Aneignung. Процесс приобретения индивидом обществ.-истор. опыта, в ходе к-рого он овладевает соц. значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми (включая содержательные компоненты человеческого поведения и побудительнр-мотивационные).
- англ. adoption; нем. Aneignung. Процесс приобретения индивидом обществ.-истор. опыта, в ходе к-рого он овладевает соц. значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми (включая содержательные компоненты человеческого поведения и побудительнр-мотивационные).