Большая Советская энциклопедия

    (Gongora у Argote)

    Луис де (11.7.1561, Кордова, — 23.5.1627, там же), испанский поэт. Первые стихи Г. опубликовал в 1580, но сборник «Сочинения в стихах испанского Гомера» вышел только в год его смерти. Стихи Г. были широко известны в списках. Обычное в испанском литературоведении деление его творчества на два периода (до 1610— «ясный», после 1610 — «тёмный» стиль) весьма условно; на протяжении всей жизни он обращался к обоим стилям. Создал множество романсов в народном духе, ясных по мысли сатирических стихов. «Тёмный» стиль наиболее ярко представлен в поэмах «Полифем» (1612—13) и «Уединения» (1613, неокончена), в которых Г. прибегает к нарочитому усложнению синтаксиса, перегружает стихи мифологическими образами, неологизмами, сложными метафорами, перифразами. Эти поэмы положили начало Гонгоризму.

    Соч.: Obras completas, Madrid, 1956; в рус. пер. — Испанец из Орана. Сонеты, в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература 17 в., сост. Б. И. Пуршиев, 2 изд., М., 1949.

    Лит.: Orozco Díaz Е., Góngora, Barcelona, [1953]; Alonso D., Estudios у ensayos gongorinos, Madrid, [1955]; Alonso D. у Galvarriato de Alonso Е., Para la biografía de Gongora; documentos desconocidos, Madrid, [1962]; OIiver Belmas A., Don Luis de Gongora у Argote, Su vida, sus mejores páginas, su época, Madrid, 1963; García Lorca F., La imagen poética de don Luis de Gongora, в его кн.: Obras completas, Madrid, 1966, p. 62—85. См. также лит. при ст. Гонгоризм.

    З И. Плавскин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ГОНГОРА-И-АРГОТЕ (Gongora y Argote) Луис де (1561 - 1627), испанский поэт. Образная уплотненность, усложненная метафоричность - в поэмах "Полифем" (1612 - 13) и "Уединения" (1613). Сборник "Сочинения в стихах испанского Гомера" (опубликован 1627), в том числе стихи в традиционных народных жанрах. Зачинатель гонгоризма - одного из течений маньеризма.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Го́нгора-и-Арго́те

    (gongora y argote) Луис де (1561, Кордова – 1627, там же), испанский поэт. Согласно М. Сервантесу, «гений редкий и неповторимый», крупнейший деятель испанского поэтического барокко (т. н. культеранизма, или гонгоризма). Учился в Саламанском ун-те. Приняв сан священника и служа в капитуле, Гонгора изъездил всю Испанию. Его первые стихи были опубл. в 1580 г. Основные жанры творчества Гонгоры – романсы народной направленности, остроумные сатирические стихи, оды, поэмы. В сатирических стихах выступал против отдельных сторон действительности и против своих литературных противников (Лопе де Вега и др.). В 1611 г. в награду за «Панегирик в честь герцога Лермы» (1609) получил место почётного капеллана короля и поселился при дворе в Мадриде. Поэтическая деятельность Гонгоры распадается на два периода: «ясный» (до 1611) и «тёмный» (после 1611). Начал с подражания Ф. Де Эррера в одах («Ода на вооружение Филиппа II против Англии», 1588). В поэмах «Полифем» (1612—13) и «Уединение» (1613) обнаруживаются черты «тёмного» стиля. В основу содержания «Полифема» легли «Одиссея» Гомера и «Метаморфозы» Овидия. В «Уединении» в аллегорической форме показаны четыре возраста человека: отрочество, юность, зрелость и старость (Гонгора написал только 1-ю часть поэмы и большой фрагмент 2-й). В творчестве Гонгоры отразилась эпоха смены Ренессанса усилением влияния католической церкви. Взгляды поэта пронизаны пессимизмом. В поэзии проскальзывает аристократическое презрение к «черни» – его произведения понятны избранным. «Тёмный» стиль Гонгоры заключается в усложнении языка. В словаре поэта встречается множество неологизмов – латинизмов, обилие мифологических, исторических, географических намёков; слог изобилует метафорами, загадками, игрой слов (извивы ручейка у него – «змеи росы»; женщина, моющая бледное лицо, «соединяет жидкий кристалл с человеческим кристаллом водоёмом руки»).

    Гонгоризм можно определить как изысканность, переходящую в вычурность и неясность. Гонгора вызвал резкие нападки и сатиры со стороны Лопе де Вега, П. Кальдерона, Ф. Кеведо и др. Французские символисты выступили за переоценку эстетической доктрины гонгоризма; это движение нашло в Испании благодатную почву, и целое поколение поэтов (Ф. Гарсия Лорка, Х. Гильен, Х. Диего и др.) объявило Гонгору своим учителем.

    В своей лекции «Поэтический образ у Гонгоры» (1932) Гарсия Лорка заявил: «Что же это за темнота стиля? По-моему, он скорее грешит ослепительным светом».

    Первое издание произведений Гонгоры – «Сочинения в стихах испанского Гомера» – появилось в год его смерти. В 1633—34 гг. вышло полное собрание сочинений.

  5. Источник: Литературная энциклопедия