Большая Советская энциклопедия

    (Martinů)

    Богуслав (8.12.1890, Поличка, Чехия, — 28.8.1959, Листаль, близ Базеля), чешский композитор и музыкальный деятель. Учился в Пражской консерватории игре на скрипке и органе (1906—12), совершенствовался там же в Школе высшего мастерства у И. Сука (1922—23), затем 1 год — у А. Русселя в Париже. В 1923—40 жил во Франции, Италии, Швейцарии, не порывая связей с родиной (с 1931 член Чешской академии искусств); с 1941 — в США, преподавал композицию в Принстонском университете. Творчество М. очень разнообразно по жанрам и музыкальному языку. Проявляя высокое мастерство композиторской техники, М. органично сочетал традиции А. Дворжака и И. Сука с некоторыми приёмами французского импрессионизма и антиромантическими тенденциями А. Онеггера, а также ритмической изобретательностью И. Ф. Стравинского. М. — один из ведущих чешских композиторов 20 века. Для его стиля характерны широко развитая полифоничность фактуры; сдержанная мужественность, ритмическая острота, элементы юмора. В произведения 1940-х — 1950-х годов усилился национальный колорит, появились настроения глубокого раздумья, суровый драматизм (патриотическое произведение «Память Лидице», 1943). Им написаны 13 опер (в том числе «Жюльетта», 1938; «Ариадна», 1958), 10 балетов (в том числе «Мятеж», 1925; «Суд Париса», 1935), 6 симфоний и другие симфонические произведения, концерты с оркестром, 6 струнных квартетов и другие камерные ансамбли, вокальные сочинения, фортепьянные пьесы.

    Соч.: 1938—1945, Praha, 1947; Dornov, hudba, a svět, Praha, 1966.

    Лит.: Šafránek М., В. Martinů. Život a dílo, Praha, 1961; Martinů Ch., Můj život s Bohuslavem Martinů, Praha, 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МАРТИНУ (Martincu) Богуслав (1890 - 1959), чешский композитор. С 1923 жил во Франции, США, Италии, Швейцарии. В произведениях - черты импрессионизма, неоклассицизма, традиции чешской музыкальной классики, опора на чешско-моравский фольклор. 9 опер, балеты, духовные и светские кантаты и оратории, 6 симфоний, "Памятник Лидице" для оркестра (1943), фортепьянные концерты, квартеты, хоры, песни.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Музыкальный словарь

    ( 8 XII 1890, Поличка, Чехия - 28 VIII 1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария)

    Искусство - это всегда личность, которая в одном человеке объединяет идеалы всех людей.

    Б. Мартину

    В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину - композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о "проблемах дружбы, любви и смерти".

    Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии), композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет. Он родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину. Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни...."Этот простор - одно из самых глубоких впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции... Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах".

    Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и воображаемыми, рожденными детской фантазией. Они озарили лучшие страницы его музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию "Симфоническими фантазиями", с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и заключается, по словам Г. Рождественского, "та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки".

    Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13), плодотворные занятия с И. Суком, ему выпадет счастливая возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет: "Моей славой будет Мартину"!). К этому времени уже определились склонности Мартину в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета "Кто самый сильный на свете"? (1923), кантаты "Чешская рапсодия" (1918), вокальных и фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И. Стравинского и французской "Шестерки", оказали огромное влияние на творческую биографию Мартину. Здесь он пишет кантату на чешские народные тексты "Букет" (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж. Неве "Жюльетта" (1937), неоклассические опусы - Concerto grosso (1938), "Три ричеркара" для оркестра (1938), балет с пением "Шпаличек" (1932), основанный на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) с их тревожной атмосферой предвоенного времени. В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих этапов: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественныхнаук, психологии, пишет музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием "Памятник Лидице" (1943) - это отклик на трагедию чешского села, стертого с лица земли фашистами.

    В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них - чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые "Притчи, Фрески Пьеро делла Франческа"), сила и глубина идей (опера "Греческие пассионы", оратории "Гора трех огней" и "Гильгамеш"), пронзительная, томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый фортепианные концерты).

    Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно теплый лирический тон. Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в служении идеалам человечества.

  5. Источник: Музыкальный словарь