«Большая семья»

Большая семья в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Большая семья»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    см. Семейная община.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия кино

    «БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ», СССР, Ленфильм, 1954, цв., 108 мин. Рабочий кинороман.

    По роману Всеволода Кочетова «Семья Журбиных». Этот фильм, появившийся в самом начале переломного 1954 четко делится на две половины. Главный герой первой — строящийся корабль. А люди важны лишь в той степени, в которой имеют отношение к его рождению. Многословные разговоры о заклепках и болтах, освященные сталинским портретом (небольших, впрочем, размеров) составляют основное содержание этой части.

    И вдруг, где-то к середине ленты начинают происходить немыслимые в тогдашнем кино вещи. Производственный процесс отходит на задний план, а люди — завинчивающие, сваривающие и клепающие существа не просто начинают жить нормальной жизнью, но и задумываются над вопросами, которых для героев советского кино не существовало двадцать лет.

    Появляются не люди-функции, но полнокровные характеры. Борис Андреев, четыре года назад представший железобетонным Алексеем Ивановым из «Падения Берлина», играет главу среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе. Его поведение явно выламывается за рамки схемы «положительный потомственный пролетарий». Что же касается сцены, в которой Иван Журбин отчитывает сына, возгордившегося после первой производственной удачи, то с нее можно начинать отсчет послевоенного социально-критического кинематографа СССР и Восточной Европы.

    Иван со своим старым другом приходят на квартиру передовика и принимаются всячески ерничать над возгордившимся парнем и, что самое удивительное, над барабанным трепом из радиоприемника.

    С точки зрения нормативной эстетики, сцена эта криминальна вдвойне. Во-первых, осмеянию подвергнута слава рабочего. А во-вторых, проявлено неверие в объективность истины, излагаемой средствами информации, которые, между прочим — рупор Центра в разговоре с массами.

    Впрочем, всенародная любовь к этой картине Хейфица была вызвана не только очевидными проявлениями разрешенной фронды, но и тем, что на экран вернулись простые человеческие чувства — Любовь, Семья, Дети.

    Первые роли в кино Ии Арепиной, Веры Кузнецовой, Елены Добронравовой и Владимира Татосова.

    В ролях: Сергей Лукьянов (см. ЛУКЬЯНОВ Сергей Владимирович), Борис Андреев (см. АНДРЕЕВ Борис Федорович), Вера Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВА Вера Андреевна), Алексей Баталов (см. БАТАЛОВ Алексей Владимирович), Сергей Курилов (см. КУРИЛОВ Сергей Иванович), Вадим Медведев (см. МЕДВЕДЕВ Вадим Александрович), Борис Битюков (см. БИТЮКОВ Борис Валентинович), Ия Арепина (см. АРЕПИНА Ия Алексеевна), Клара Лучко (см. ЛУЧКО Клара Степановна), Екатерина Савинова (см. САВИНОВА Екатерина Федоровна), Павел Кадочников (см. КАДОЧНИКОВ Павел Петрович), Елена Добронравова (см. ДОБРОНРАВОВА Елена Борисовна), Николай Гриценко (см. ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич), Николай Сергеев (см. СЕРГЕЕВ Николай Васильевич), Владимир Татосов (см. ТАТОСОВ Владимир Михайлович), Лариса Кронберг (см. КРОНБЕРГ Лариса Ивановна), Борис Коковкин (см. КОКОВКИН Борис).

    Режиссер: Иосиф Хейфиц (см. ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович). Авторы сценария: Всеволод Кочетов (см. КОЧЕТОВ Всеволод Анисимович), Сократ Кара (см. КАРА Сократ). Оператор: Сергей Иванов (см. ИВАНОВ Сергей Васильевич). Художники-постановщики: Виктор Волин (см. ВОЛИН Виктор), Виктор Савостин (см. САВОСТИН Виктор Георгиевич). Композитор: Венедикт Пушков (см. ПУШКОВ Венедикт Венедиктович). Звукорежиссер: Арнольд Шаргородский (см. ШАРГОРОДСКИЙ Арнольд). Монтаж: Д. Ландер.

    Приз лучшему актерскому составу (С.Лукьянов, Б.Андреев, А.Баталов, К.Лучко, Н.Гриценко, Е.Добронравова) МКФ в Канне—55.

  3. Источник: Энциклопедия кино