Большая Советская энциклопедия

    Катулл Гай Валерий (Gaius Valerius Catullus) (около 87 ‒ около 54 до н. э.), римский лирический поэт. Родом из Вероны. Примыкал к литературному кружку неотериков (см. Рим Древний, раздел Литература), испытывавших на себе влияние александрийской поэтической школы (см. Эллинистические культуры). В условиях последнего кризиса Римской республики К. противопоставил миру. которого он не принимал, идеальный мир поэзии, дружбы, любви. Из наследия К. сохранились 116 произведений: лирические стихи, эпиграммы, эпиллии, послания, эпиталамы и др. Творчество К. оказало влияние на развитие римской, а значительно позднее ‒ европейской лирики.

    Соч.: Catullus, ed. М. Schuster, curavit W. Eisenhut, Lipsiae, 1958; в рус. пер. ‒ Книга лирики, пер., вступ. ст. А. Пиотровского, Л., 1929; Валерий Катулл, М., 1963.

    Лит.: Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Gaius Valerius Catullus)

    (ок. 84 - ок. 54 до н.э.), римский поэт, более всего известный своими краткими, насыщенными страстью любовными стихами. Как едва ли не все латинские поэты, Катулл - провинциал, он родился в Вероне на севере Италии. Вероятно, его семья отличалась богатством и знатностью, поскольку Юлий Цезарь не раз гостил у отца Катулла, и сам Катулл, хоть он и рассыпается в комичных жалобах по поводу паутины в своем кошельке, мог содержать одну виллу на Сирмионе (полуостров на озере Бенак, совр. Гарда) вблизи Вероны и вторую - на отрогах Сабинских гор. В ранней молодости Катулл переехал в Рим и там, не считая нескольких отлучек, провел все годы своей недолгой жизни. Молодой провинциал с хорошими связями мог сделать карьеру на форуме и в суде, однако в Катулле не было практической жилки, и он всецело отдался поэзии и любви. Катулл вошел в группу молодых поэтов "неотериков" (т.е. "новых поэтов"), усвоивших некоторые элементы техники ученой александрийской поэзии. Двух наиболее выдающихся поэтов этой группы Катулл считал своими ближайшими друзьями: Гая Гельвия Цинну, который сопровождал его в Вифинию, и Гая Лициния Кальва, аристократа и довольно известного политика. По-видимому, Катулл отлично освоился в столичных литературных и светских кругах, где он вскоре повстречался с будущей героиней своих стихотворений - Лесбией. Судя по всему, в жизни ее звали Клодией, она была женой Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60 до н.э., и сестрой Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона. Клодия, происходившая из старинного рода, отличалась красотой и ветреностью и воспринимала блестящего молодого поэта Катулла как очередного любовника, но для Катулла она сделалась страстью и мукой на всю жизнь. Незадолго до 57 до н.э., уже ввергнутый в отчаяние неверностью Клодии, Катулл получил еще одно горестное известие: его брат, единственный родственник, которого он любил, скончался в Малой Азии вблизи Трои. Весной 57 до н.э. Катулл выехал в Вифинию, где он год томился в свите проконсула Гая Меммия, поэта-дилетанта и не слишком искреннего эпикурейца, которому Лукреций посвятил свою поэму О природе вещей. Катулл, очевидно, надеялся извлечь из этой поездки какую-то материальную выгоду, однако его постигло разочарование, и в двух стихотворениях, написанных по возвращении (10; 28), он резко обличает скупость и неблагородство Меммия. Находясь в Вифинии, Катулл посетил могилу брата и в трогательном стихотворении (101) описал совершенный им заупокойный обряд и торжественное прощание с могилой: "atque in perpetuum, frater, ave atque vale" ("и навеки теперь здравствуй, мой брат, и прощай"). Весной 56 до н.э. Катулл покинул Вифинию на приобретенном им небольшом судне и после посещения Родоса, а также, вероятно, некоторых прославленных городов Эгейского моря вернулся на родину, в Сирмион (46; 31; 4). Дата его смерти не установлена. Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 до н.э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н.э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55-54 до н.э.

    Творчество. Помимо немногочисленных фрагментов, до нас дошло 113 стихотворений Катулла, каждое от 2 до 403 строк. Еще три произведения (18-20) сомнительного авторства современные издания опускают. Стихотворения делятся на три группы: короткие с использованием самых разнообразных размеров (1-17; 21-60), более длинные, также различные по метрике (61-68), и короткие стихотворения, написанные элегическим размером (69-116). Поскольку сам Катулл вряд ли стал бы распределять свои произведения столь формальным образом, следует предположить, что сборник был скомпонован его друзьями и опубликован посмертно. По-видимому, сам Катулл успел издать сборник меньшего размера, поскольку первое стихотворение, посвящение старшему другу Корнелию Непоту, явно предшествует книге. Среди стихотворений Катулла наиболее прославлены те, которые описывают блаженство и горести его романа с Лесбией. Датировать большинство из них не представляется возможным, но многие явно написаны прежде прочих. Одно из наиболее ранних (51), переложение любовного стихотворения гречанки Сафо с Лесбоса (отсюда псевдоним Лесбии), передает изумление поэта перед тем человеком, который в состоянии спокойно взирать на Лесбию и рассудительно беседовать с ней: сам он погружается при виде нее в полное смятение. К ранним стихотворениям относится и страстное прославление жизни и любви: "vivamus, mea Lesbia, atque amemus" ("будем, Лесбия, жить, любя друг друга", 5). Другие стихотворения изображают Лесбию забавляющейся с ручным воробьем (2), ее горе по поводу смерти этого любимца (3), муки Катулла из-за неверности Лесбии (58), наполняющие его противоречивые чувства, "odi et amo" ("ненавижу и люблю") (85), горечь и отчаяние поэта (11; 8; 76). Многие из коротких стихотворений Катулла обращены к друзьям или же метят во врагов, ибо Катулл оказался равно талантлив в любви и ненависти. С друзьями он задушевен и нередко игрив: одного он шутливо упрекает в скрытности в любовных делах (6), другого радостно приветствует по возвращении из Испании (9), третьему шлет забавное приглашение на обед (13). Врагов Катулл высмеивает и поносит беспощадно, даже Юлий Цезарь не избежал его нападок, хотя в конце концов Катулл с ним, похоже, помирился. В коротких стихотворениях Катулл попеременно бывает и страстным, и непристойным, и изящным, и остроумным, и проникновенным, но повсюду он производит впечатление полной естественности. Из больших произведений особенно интересны три. В блистательной экзотической поэме (63) описывается судьба Аттиса, юного афинянина, который приплыл в Малую Азию и там, в припадке религиозного исступления, себя оскопил; завершающие поэму три строки от первого лица позволяют предположить, что эта история имела для Катулла некое символическое значение. Еще одно произведение (64) сам Катулл, вероятно, оценивал как свой шедевр: это красивый, искусно сложенный эпиллий (поэма на мифологический сюжет) в духе александрийской школы, посвященный бракосочетанию Пелея и Фетиды, со вставной новеллой о расставании Тесея с Ариадной. В другом большом стихотворении (68), написанном высоким слогом, но несколько бессвязно (быть может, на самом деле это не единое стихотворение), Катулл откликается на просьбу друга прислать ему стихотворное утешение и рассказывает о своем собственном горе, вызванном смертью брата и разочарованием в Лесбии. Тем самым Катулл, едва ли не случайно, создал первую латинскую любовную элегию, это своеобразное соединение учености и страсти, которую следом за ним развивал Проперций. Место смерти брата - окрестности Трои - вероятно, навело поэта на мысль обратиться к мифу о Лаодамии и Протесилае. В безжалостно погубленной любви Лаодамии к Протесилаю, который первым из греков погиб под Троей, Катулл видит прообраз того, что довелось испытать ему самому.

    Значение Катулла. Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций, называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом, похоже, интересовался один лишь Марциал. Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими. На протяжении почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении, разве что эпиталамий (62) был включен в антологию, сохранившуюся в рукописи 8-9 вв., а веронский епископ Ратер писал в 965, что "читает прежде не известного ему Катулла". В начале 13 в. некоему уроженцу Вероны посчастливилось обнаружить старую ветхую рукопись (возможно, бывшую в руках Ратера). С этой рукописи, впоследствии утраченной, были сделаны две копии, от которых, в свою очередь, произошли многочисленные изводы 15 в. Если бы не эта счастливая случайность, поэзия Катулла осталась бы почти совершенно неизвестной современному миру.

    ЛИТЕРАТУРА

    Катулл. Книга стихотворений. М., 1986 Пронин В. Катулл. М., 1993

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Кату́лл Гай Валерий

    (Catullus) (около 87 — около 54 до н. э.), римский поэт. Любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства, выделяющих Катулла среди других античных поэтов.

    * * *

    КАТУЛЛ Гай Валерий

    КАТУ́ЛЛ (Catullus) Гай Валерий (ок. 87-ок. 54 до н. э.), римский поэт. Любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Катулл Гай Валерий

    (ок. 87 — ок. 54 гг. до н.э.) поэтТо, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и быстротекущей воде.Нет ничего глупее глупого смеха.Будь упорен и тверд.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  8. Античные писатели

    Катулл, Гай Валерий; Catullus, Gaius Valerius, ок.84-ок. 54 гг. до н. э., римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических амбиций. В 57 г. в свите пропретора Гая Меммия прибыл в Вифинию, где посетил могилу своего брата. Вернулся в Рим уже в 56 г. В Риме примкнул к группировке молодых поэтов, прозванных неотериками, многие из которых, как и он сам, были уроженцами Южной Италии. Именно тогда он влюбился в Клодию, сестру знаменитого трибуна Публия Клодия. Эта любовь принесла ему много разочарований и оказала глубокое влияние на все его творчество, где Клодия выступает под именем Лесбии. Произведения К. сохранились в средневековых рукописях в виден сборника про заглавием Книга Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber), быть может, составленного самим автором. Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений (61-68), тогда как первая, метрически чрезвычайно разнообразная (1-60), и последняя (89-116) включают в себя короткие стихотворения, причем, начиная с 65 песни все произведения написаны исключительно элегическим дистихом. В коротких стихотворениях основная тема - это любовь К. к Лесбии, его счастье, а потом ревность, разочарование и горечь. Величие поэта проявляется прежде всего в огромной силе его чувства, которую мы находим также в элегии о могиле брата (и в двух других упоминаниях о его смерти) и в других произведениях, посвященных как друзьям, так и врагам. К. ожесточенно нападал на своих соперников, удостоившихся внимания Лесбии, но порой и на других, неизвестных нам людей. Высмеивал Цезаря и его сторонников, часто довольно метко, полемизировал с представителями традиционных поэтических направлений. Хотя К. представляется прежде всего поэтом пылких страстей, как в любви, так и ненависти, его произведения являются плодами тщательной художественной отделки. Их бросающаяся в глаза простота и естественность - лучшее свидетельство совершенного владения К. поэтическим мастерством. В крупных произведениях К. за формальный образец принимаются чаще всего нам неизвестные сочинения александрийских поэтов, они так же демонстрируют широкую эрудицию, однако несут и нигде ранее не встречавшийся оттенок чувствительности. В свадебной песне, посвященной Манлию Торквату и Винии Аврункулее (61) К. удалось передать свои теплые чувства к молодой паре; велико очарование и другой песни на ту же тему (62), где состязаются между собой хоры девушек и юношей. Неистово-грозовой атмосферой насыщена поэма о юноше по имени Аттис (63), написанная трудным и малоупотребительным размером (так называемым галламбахом). Она рассказывает о трагедии молодого грека, почитателя богини Кибелы, который в приступе оргиастического безумия лишает себя мужского достоинства. Вероятно, на образцы александрийской поэзии ориентирована поэма Свадьба Пелея и Фетиды, эпиллион в 408 гекзаметрах. Контраст с картинами свадебного веселья составляет здесь развернутое (более половины всей поэмы) повествование об Ариадне, брошенной Тесеем на острове Наксос. Отрывок 67 представляет собой оригинальную версию типичного для эллинистической поэзии сетования влюбленного у закрытых дверей возлюбленной. К. разговаривает с дверью, и этот диалог раскрывает довольно свободный образ жизни хозяйки дома, некоей веронской дамы. Это поистине «жалоба двери» а не «жалоба влюбленного». Во всем творчестве К. мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Еврипид, Аристофан). Среди стихотворений, посвященных Лесбии, обращает на себя внимание великолепная парафраза песни Сапфо (51), а среди крупных произведений - довольно верный перевод элегии Каллимаха Локон Береники. В любом случае, К. является новатором, а его непреходящей заслугой представляется введение в элегию субъективного элемента, где миф становится средством выражения самых глубоких переживаний поэта. Его творчество открыло дорогу позднейшим римским поэтам, особенно Проперцию и Тибуллу, а также Горацию.

  9. Источник: Античные писатели