«Композиция»

Композиция в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Композиция»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Англо-русский словарь технических терминов
  15. Русско-английский словарь математических терминов
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Литературная энциклопедия
  22. Энциклопедический словарь
  23. Музыкальная энциклопедия
  24. Математическая энциклопедия
  25. Русско-английский политехнический словарь
  26. Dictionnaire technique russo-italien
  27. Русско-украинский политехнический словарь
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Словарь антонимов
  30. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  31. Тезаурус русской деловой лексики
  32. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Компози́ция (от лат. compositio — составление, сочинение)

    1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

    К. в литературе — организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).

    Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временна́я организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).

    Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).

    Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I — Шамиль).

    В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое Повествование или статическое Описание, характеристика, Диалог, Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.

    Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).

    В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе).

    В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

    К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

    О К. в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.

    2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.

    3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).

    4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония, Полифония, Инструментовка, анализ музыкальных произведений.

    Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. — Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433—34, [кн. 3], М., 1965, с. 422—42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22.

    В. E. Хализев, В. С. Турчин.

    II

    Компози́ция (математическое)

    общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например, К. двух функций f(x) и g(x)называют функцию h(x)= f [g(x)]. В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f(x) и g(х) третьей функции h(x)= f(x)*g(x), например:

    .

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. компози́ция;
    2. компози́ции;
    3. компози́ции;
    4. компози́ций;
    5. компози́ции;
    6. компози́циям;
    7. компози́цию;
    8. компози́ции;
    9. компози́цией;
    10. компози́циею;
    11. компози́циями;
    12. компози́ции;
    13. компози́циях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    КОМПОЗИ́ЦИЯ, -и, жен.

    1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

    2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

    3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

    4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

    | прил. композиционный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства.

    Композиция романа. Композиция оперы.

    Окруженный солдатами, Оганесян начал разъяснять им смысл и композицию картин. Казакевич, Весна на Одере.

    2.

    Произведение (музыки, живописи и т. д.), имеющее определенное построение, единство.

    [Лемм] снова сыграл свою чудную композицию. Тургенев, Дворянское гнездо.

    Никогда не учась рисовать, он набрасывал эскизы и композиции, которые обличали богато одаренное воображение и сильное артистическое чутье. Григорович, Пахатник и бархатник.

    ||

    Объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных произведений или их частей.

    Литературно-музыкальная композиция.

    3. муз.

    Теория составления музыкальных произведений.

    Класс композиции.

    ||

    Сочинение музыкальных произведений.

    Видя, с какою неистовою страстью я предавался композиции, он старался отклонить меня от этой, по его мнению, пагубной склонности. Глинка, Записки.

    4. устар.

    Сплав из различных металлов.

    Я сам купил у мальчишки медальон героя из какой-то композиции. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    [От лат. compositio — составление]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    компоновка (композиция)

    сочинение

    Композитор. Компоновать — сочинять

    Ср. Надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере накопления, а известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать.

    А.П. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 1.

    Ср. Compono (compositum) — сочиняю.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КОМПОЗИ́ЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio - составление) (книжн.).

    1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

    || Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция.

    2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.).

    3. Художественная структура, построение произведения (иск.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

    4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон… из какой-то композиции.» Гончаров.

    5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства.

    2.

    Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы и искусства.

    3.

    Произведение (живописи, музыки и т.п.), имеющее определённое построение, единство.

    отт. Объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т.п. произведений или их частей.

    II

    ж. устар.

    Сочинение музыкального произведения.

    III

    ж. устар.

    Сплав различных металлов.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление - связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое Произведение.3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio - сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков. Музыкальная композиция может фиксироваться нотным письмом.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    компози́ция впервые у Куракина; см. Смирнов 152. Через польск. kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. compositiō.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    composition

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Англо-русский словарь технических терминов

    blend, composition, formula, formulation,(бумаги) furnish, furnishing, mixture

  27. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  28. Русско-английский словарь математических терминов

    f.composition, grouping, convolution

  29. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    композиция ж Komposition f c; Aufbau m 1 (картины и т. п.)

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Komposition f; Aufbau m(картины и т.п.)

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. в разн. знач.

    composition f

    композиция романа — composition du roman

    литературная композиция — composition littéraire

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    composición f (в разн. знач.)

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    composizione

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Литературная энциклопедия

    Композиция

    КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» — складывать, строить) — термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор — автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из живописи и архитектуры, где им обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое. К. — раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого. Иногда термин К. заменяют термином «архитектоника». Каждой теории поэзии свойственно соответствующее учение о К., хотя бы этот термин и не употреблялся.

    Диалектически-материалистической теории К. в разработанном виде еще не существует. Однако основные положения марксистской науки о литературе и отдельные экскурсы литературоведов-марксистов в области изучения композиции позволяют наметить правильное решение проблемы К. Г. В. Плеханов писал: «Форма предмета тождественна с его видом только в известном и притом поверхностном смысле: в смысле внешней формы. Более же глубокий анализ приводит нас к пониманию формы как закона предмета, или, лучше, его строения» («Письма без адреса»).

    В своем мировоззрении общественный класс выражает свое понимание связей и процессов в природе и обществе. Это понимание связей и процессов, становясь содержанием поэтического произведения, определяет собою и принципы расстановки и развертывания материала — закон построения; прежде всего следует исходить из К. персонажей и мотивов и через нее переходить к композиции словесного материала. Каждому стилю, выражающему психоидеологию того или иного класса, соответствует свой тип К. В различных жанрах одного стиля этот тип иногда очень сильно вариируется, сохраняя в то же время свои основные признаки.

    Подробнее проблемы К. см. в статьях Стиль, Поэтика, Сюжетика, Стихосложение, Тематика, Образ.

  41. Источник: Литературная энциклопедия



  42. Энциклопедический словарь

    КОМПОЗИ́ЦИЯ -и; ж. [от лат. compositio - составление]

    1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции.

    2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее определённое построение, единство. Исполнить несколько композиций на фортепьяно. // Объединённое темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т.п. произведений или их частей. Литературно-музыкальная к. Театр показал композицию по стихам поэтов-фронтовиков. Хореографическая к. Цветочная к.

    3. Иск. Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства. Класс композиции. Экзамен по композиции. Уроки композиции в художественной школе.

    4. Устар. Сочинение музыкального произведения.

    5. Спец. Сплав из различных металлов.

    Композицио́нный, -ая, -ое (1, 5 зн.).

    * * *

    компози́ция

    (от лат. compositio — составление, связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

    * * *

    КОМПОЗИЦИЯ

    КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),

    1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

    2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

    3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

    4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Музыкальная энциклопедия

    (от лат. compositio - составление, сочинение).

    1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие К. как законченного художеств. целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизац. начала в муз. иск-ве и с совершенствованием нотной записи, на определённом этапе развития сделавшей возможной точную в наиболее существенных чертах письменную фиксацию музыки. Поэтому совр. смысл слово "К." приобрело лишь с 13 в., когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. Первоначально муз. произведения записывались без обозначения имени их автора - композитора, к-рое стало проставляться лишь с 14 в. Это было связано с ростом значения в К. индивидуальных черт художеств. мышления её автора. В то же время в любой К. находят отражение и общие особенности муз. иск-ва данной эпохи, особенности самой этой эпохи. История музыки во многом представляет собой историю муз. композиций - выдающихся произведений крупных художников.

    2) Структура музыкального произведения, его музыкальная форма (см. Форма музыкальная).

    3) Сочинение музыки, вид художеств. творчества. Требует творч. одарённости, а также определённой степени технической подготовки - знания осн. закономерностей построения муз. произведений, сложившихся в ходе историч. развития музыки. Однако муз. произведение должно быть не набором употребительных, привычных музыкальных оборотов, а художеств. целым, отвечающим эстетич. запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художеств. содержание, обусловленное общественно-идеологич. факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, к-рая, однако, в реалистической музыке означает не разрыв с традицией, а её развитие в связи с новыми художеств. задачами (см. Реализм в музыке, Социалистический реализм в музыке). Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логически осмысленных типов формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определённой художественной и познавательной ценностью содержания (см. Авангардизм, Алеаторика, Атональная музыка, Додекафония, Конкретная музыка, Пуантилизм, Экспрессионизм, Электронная музыка).

    Сам творч. процесс у разл. композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка подобно импровизации выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколько-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке форме (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт). Другие находят наилучшее решение только в результате длительного и напряжённого процесса совершенствования первоначального наброска (Л. Бетховен). Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще всего фп. (напр., Й. Гайдн, Ф. Шопен), другие прибегают к проверке за фп. только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С. С. Прокофьев).

    Во всех случаях критерием ценности созданного произведения у композиторов-реалистов служит степень его соответствия художеств. замыслу. У композиторов авангардистского толка творч. процесс принимает форму рационального комбинирования звучаний по тем или иным произвольно установленным правилам (напр., в додекафонии), причём зачастую придаётся принципиально важное значение элементу случайного (в алеаторике и др.).

    4) Учебный предмет, к-рый преподаётся в консерваториях и др. муз. учебных заведениях. В СССР обычно называется сочинением. Курс К., как правило, ведётся композитором; занятия заключаются прежде всего в том, что педагог знакомится с произведением студента-композитора или фрагментом этого произведения, даёт ему общую оценку и высказывает замечания об отдельных его элементах. Педагог обычно предоставляет студенту свободу в выборе жанра своего сочинения; в то же время общий план курса предусматривает постепенное продвижение от более простого к сложному, вплоть до высших жанров вок.-инстр. и инстр. музыки - оперы и симфонии. Существует значит. количество уч. пособий по К.

    До 19 в. значение руководств по К. часто приобретали пособия по контрапункту (полифонии), генерал-басу, гармонии, даже по вопросам муз. исполнения. В их числе, напр., "Трактат по гармонии" ("Traitй de l'harmonie", 1722) Ж. P. Рамо, "Опыт наставления по игре на поперечной флейте" ("Versuch einer Anweisung die Plute traversiиre zu spielen", 1752) И. И. Кванца, "Опыт правильного способа игры на клавире" ("Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen", 1753-62) К. Ф. Э. Баха, "Опыт основательной скрипичной школы" ("Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756) Л. Моцарта. Порой как руководства по сочинению музыки рассматривались и музыкальные произведения - такие, напр., как "Хорошо темперированный клавир" и "Искусство фуги" И. С. Баха (такого рода "инструктивные" сочинения создавались и в 20 в., напр. "Игра тональностей" - "Ludus tonalis" Хиндемита, "Микрокосмос" Бартока). С 19 в., когда утвердилось и само совр. понимание термина "К.", руководства по К. обычно объединяют в себе курсы осн. муз.-теоретич. дисциплин, знание к-рых необходимо для композитора. Эти дисциплины преподаются в совр. консерваториях в качестве отдельных уч. предметов - гармонии, полифонии, учения о форме, инструментовки. В то же время в руководствах по К. обычно излагаются и элементы учения о мелодии, трактуются вопросы жанров и стилей, т. е. области муз. теории, вплоть до наст. времени не преподающиеся в качестве самостоят. уч. дисциплин. Таковы уч. пособия по композиции Ж. Ж. Моминьи (1803-06), А. Рейхи (1818-33), Г. Вебера (1817-21), А. Б. Маркса (1837-47), З. Зехтера (1853-54), Э. Праута (1876-95), С. Ядассона (1883-89), В. д' Энди (1902-09). Видное место среди подобного рода трудов занимает "Большой учебник композиции" X. Римана (1902-13). Существуют и уч. пособия по сочинению музыки определённых родов (напр., вокальной, сценической), определённых жанров (напр., песни).

    В России первые учебники К. были написаны И. Л. Фуксом (на нем. яз., 1830) и И. К. Гунке (на рус. яз., 1859-63). Ценные работы и отд. высказывания о К. и её преподавании принадлежат Н. А. Римскому-Корсакову, П. И. Чайковскому, С. И. Танееву. Учебники К., принадлежащие сов. авторам, предназначены преим. для начинающих, к-рые не проходят ещё осн. теоретич. предметов. Это труды M. P. Гнесина (1941) и Е. О. Месснера (1971).

    Литература: 1) Lissa Z., Ьber das Wesen des Musikwerkes, в сб.: Lissa Z., Aufsдtze zur Musikдsthetik. Eine Auswahl, В., 1969. 3) и 4) (перечислены по преимуществу работы, относящиеся к периоду, когда уже установилось совр. понимание термина "К.", и трактующие предмет К. в целом. Из руководств 20 в. по сочинению "новой музыки" представлены лишь нек-рые, принадлежащие её наиболее видным представителям) Гунке О., Руководство к сочинению музыки, отд. 1-3, СПБ, 1859-63; Чайковский П. И., О композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. Сост. И. Ф. Кунин, М., 1952, под загл. Чайковский П. И., О композиторском творчестве и мастерстве, М., 1964; Римский-Корсаков H. A., О музыкальном образовании. Статья I. Обязательное и добровольное обучение в музыкальном искусстве. Статья II. Теория и практика и обязательная теория музыки в русской консерватории, в кн.: Римский-Корсаков А. Н., Музыкальные статьи и заметки, СПБ, 1911, переиздано в Полном собрании сочинений, т. II, М., 1963; Tанеев С. И., Мысли о собственной творческой работе, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева, сб. статей и материалов под ред. Вл. Протопопова, М., 1947; его же, Материалы и документы, т. I, М., 1952; Гнесин M. P., Начальный курс практической композиции, М.-Л., 1941, М., 1962; Богатырев С., О переустройке композиторского образования, "СМ", 1949, No 6; Скребков С., О композиторской технике. Заметки педагога, "СМ", 1952, No 10; Шебалин В., Чутко и бережно воспитывать молодежь, "СМ", 1957, No 1; Eвлахов О., Проблемы воспитания композитора, М., 1958, Л., 1963; Корабельникова Л., Танеев о воспитании композиторов, "СМ", 1960, No 9; Тихомиров Г., Элементы композиторской техники, М., 1964; Чулаки М., Как же пишут композиторы музыку?. "СМ", 1965, No 9; Месснер Е., Основы композиции, М., 1968; Fux J. J., Gradus ad Parnassum, sive manuductio ad compositionem musicae regularem, methodo nova..., W., 1725; Marpurg F. W., Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition, TI 1-3, В., 1755-58, (TI 4), Anhang, В., 1760; Giannotti P., Le guide du compositeur, P., 1759; Richter Fr. X., Traitй d'harmonie et de composition, (rev., corrig. et publ. Chr. Kalkbrenner), P., 1804; Kalkbrenner Chr., Theorie der Tonsetzkunst, Bd I, В., 1789; Albrechtsberger J. G., Grьndliche Anweisung zur Komposition, Lpz., 1790, 1818; Momigny J.-J. de, Cours complet d'harmonie et de composition d'aprиs une thйorie neuve et gйnйrale de la musique, v. 1-3, P., 1806; Choron A. E., Principes de composition des йcoles d'Italie, v. 1-3, P., 1808-09, v. 1-6, P., 1816; Reicha A., Traitй de haute composition musicale, v. 1-2, P., 1824-26; его же, L'art du compositeur dramatique, ou Cours complet de composition vocale, v. 1-4, P., 1833; Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-21, 1830-32; Asloi B., Il maestro di compositione, Milano, 1832; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1-4, Lpz., 1837-47 (в ред. X. Римана книга многократно переиздавалась); Lobe J.-Chr., Lehrbuch der musikalischen Komposition, Bd 1-4, Lpz., 1850-67, под ред. Г. Kpeчмapa,Lpz., 1884-87; Seсhter S., Die Grundsдtze der musikalischen Komposition, Bd 1-3, Lpz., 1853-54; Rrоut E., Instrumentation, L., 1878; его же. Harmony, L., 1889, 1910; его же, Counterpoint, L.,1890; его же, Double counterpoint and canon, L., 1891, 1893; его же, Fugue, L., 1891; eго жe, Fugal analysis, L., 1892; его же, Musical form, L., 1893; его же, Applied forms, L., 1895; Вussler L., Praktische musikale Kompositionslehre, Bd 1-3, В., 1878-79; Jadasson S., Musikalische Kompositionslehre, Bd 1-5, Lpz., 1883-89; Riemann H., GroЯe Kompositionslehre, Bd 1-2, В.-Stuttg., 1902-03, Bd 3, Stuttg., 1913; D'Indy V., Cours de composition musicale, v. 1-3, P., 1903-33, 1948-50, v. 4, P., 1950; Graf M., Die innere Werkstatt des Musikers, Stuttg., 1910; его же, From Beethoven to Shostakowich, the psychology of the composing process, N. Y., 1947; Stanford Ch. V., Musicale composition, L., 1911; Schцnberg A., Zur Kompositionslehre, "Die Musik", Jahrg. XXIII, 1930/31, H. 8: его же, Composing with twelve tones, в его сб.: Style and idea, L.- N. Y., 1959; Кitson Ch. H., The elements of musical composition, L., 1936, N. Y., 1937; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Bd 1-2, Mainz, 1937-39; Wehle G. Fr., Neue Wege im Kompositionsunterricht, Bd 1, В., 1940, Bd 2, Lpz., 1941, Hdlb., 1955-57; Fortner W., Komposition als Unterricht, "AfMw", Jahrg. XVI, 1959; Stockhausen K., Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. I. Aufsдtze... zur Theorie des Komponierens, Kцln, 1963.

  45. Источник: Музыкальная энциклопедия



  46. Математическая энциклопедия

    - бинарная алгебраическая операция. Напр., К. (или суперпозицией) двух функций f(x)и g(x)наз. функция h(x)=f[g{x)].O K. в теории вероятностей см. Свертка.

  47. Источник: Математическая энциклопедия



  48. Русско-английский политехнический словарь

    blend, composition, formula, formulation,(бумаги) furnish, furnishing, mixture

    * * *

    компози́ция ж.

    composition

    компози́ция бума́жной ма́ссы — furnish

    парфюме́рная компози́ция — perfume compound

    пригота́вливать [составля́ть] парфюме́рную компози́цию — compound a perfume

    компози́ция полосы́, асимметри́чная полигр. — dynamic arrangement

    компози́ция полосы́, симметри́чная полигр. — static arrangement

  49. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  50. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    composizione f

    - архитектурная композиция

    - композиция для экструзии

    - многоплановая композиция

    - объёмно-пространственная композиция

  51. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  52. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн., физ.

    компози́ція

    - каноническая композиция

    - композиция множеств

    - композиция морфизмов

    - композиция стрелок

    - круговая композиция

  53. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн., физ.

    компози́ція

    - каноническая композиция

    - композиция множеств

    - композиция морфизмов

    - композиция стрелок

    - круговая композиция

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Словарь антонимов

  57. Источник:



  58. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  59. Источник:



  60. Тезаурус русской деловой лексики

  61. Источник:



  62. Большой Энциклопедический словарь

  63. Источник: