Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Винт.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    наиболее распространённый судовой Движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1).

    Различают Г. в. цельные, с лопастями, отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями, с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у которых шаг может быть изменен поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости вращения Г. в.).

    Основные геометрические характеристики Г. в.: диаметр D — удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое отношение H/D; дисковое отношение — отношение площади поверхности всех лопастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и форма сечений лопастей соосными с Г. в. цилиндрическими поверхностями. Диаметр современных Г. в. — 0,2—0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных танкеров, шаговое отношение — в пределах 0,4—2,0, дисковое отношение — 0,3—1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3—5-лопастные Г. в. (рис. 2). Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.

    Принцип действия Г. в. тот же, что и воздушного винта (См. Воздушный винт). В основе современных методов расчёта Г. в. лежит вихревая теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Г. в. усложняется значительно большей, чем у воздушных винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации (См. Кавитация). Г. в. и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая Г. в. мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Г. в. относительно корпуса.

    Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые движители, М. — Л., 1949: Басин А. М., Миниович И. Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л., 1963; Кацман Ф. М., Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов, Л., 1963.

    И. Я. Миниович.

    Рис. 1. Размещение гребного винта в корме судна: 1 — ступица; 2 — лопасть; 3 — пятка ахтерштевня; 4 — руль судна.

    Рис. 2. Цельный 5-лопастный гребной винт.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    screw propeller, propeller screwscrew propeller

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Англо-русский словарь технических терминов

    marine propeller, screw propeller, propeller, screw

  7. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  8. Большой энциклопедический политехнический словарь

    наиболее распространённый судовой движитель. Г. в. имеет насаживаемую на гребной вал ступицу с лопастями, располож. на равных расстояниях одна от другой под нек-рым углом к продольной оси вала (см. рис.). Различают Г. в.: цельные, с лопастями, отлитыми или отштампов. вместе со ступицей (винты фиксиров. шага), со съёмными лопастями или с поворотными лопастями (винты регулируемого шага); используются также винты в насадке. Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.

    Гребной винт судна

    Гребной винт судна

  9. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  10. Русско-английский политехнический словарь

    marine propeller, screw propeller, propeller, screw

    * * *

    propelling screw

  11. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  12. Dictionnaire technique russo-italien

    суд. elica navale

  13. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  14. Русско-украинский политехнический словарь

    гребни́й ґвинт

  15. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    гребни́й ґвинт

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь