«Субъект»

Субъект в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Субъект»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  21. История Философии: Энциклопедия
  22. Философская энциклопедия
  23. Новейший философский словарь
  24. Энциклопедический словарь
  25. Начала современного естествознания
  26. Энциклопедия социологии
  27. Толковый словарь по социологии
  28. История слов
  29. История слов
  30. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  31. Словарь лингвистических терминов
  32. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  33. Тезаурус русской деловой лексики
  34. Большой Энциклопедический словарь
  35. Большой Энциклопедический словарь
  36. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Субъе́кт (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание)

    носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотельобозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию; средневековая схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С. берёт начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности; истолкование С. как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания). В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С. познания был развит Г. Гегелем (См. Гегель), для которого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе психологизма — как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики (См. Практика). Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С.: с точки зрения марксизма, индивид выступает как С. с присущим ему Самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность С. является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.

    Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974.

    В. А. Лекторский.

    II

    Субъе́кт

    в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического. С., которые в классическом случае выражаются подлежащим (См. Подлежащее); например, «Петр весел» («Петр» сочетает признаки грамматического, логического, семантического С.). Расчленение понятия С. вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С. — подлежащее. Логический С., или Тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологического направления говорили в этом случае о психологическом С., имея в виду то представление, которое с самого начала присутствует в сознании автора речи. В некоторых концепциях понятия коммуникативного и логического С. различаются. Под семантическим С. понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении «Весело Петру» (ответ на вопрос «Кому весело?») логический С. — «весело», семантический С. — «Петру», грамматический С. отсутствует.

    Лит.: Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960; Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.— Л., 1963; Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965; Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн: Пражский лингвистический кружок, пер. с чешск., М., 1967; Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971; Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973.

    Н. Д. Арутюнова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. субъе́кт;
    2. субъе́кты;
    3. субъе́кта;
    4. субъе́ктов;
    5. субъе́кту;
    6. субъе́ктам;
    7. субъе́кт;
    8. субъе́кты;
    9. субъе́ктом;
    10. субъе́ктами;
    11. субъе́кте;
    12. субъе́ктах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. Субъективный, ·противоп. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. Субъективное чувство, личное, свое, в которое не может проникнуть другой. -признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. - человек, сосредоточенный в себе. -ное, состояние ·по·прилаг. Субъективность писателя, способность проникаться чужими мыслями и чувствами, ставить себя на место другого, со всеми свойствами его.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    СУБЪЕ́КТ, -а, муж.

    1. В философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

    2. Человек как носитель каких-н. свойств (книжн.). С. права (физическое или юридическое лицо как носитель юридических прав и обязанностей; спец.).

    3. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом) (разг.). Подозрительный, странный с. Болезненный с.

    4. В логике: предмет суждения.

    5. В грамматике: семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния.

    | прил. субъектный, -ая, -ое (к 1, 4 и 5 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1. филос.

    Индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект.

    Субъект и объект познания.

    Субъект есть мыслящее существо (человек); объект — мыслимый предмет. Белинский, Журнальная заметка.

    2. книжн.

    Лицо (или группа лиц, коллектив, организация), выступающее активным деятелем в каком-л. акте, процессе.

    В капиталистических государствах накопилось много горючего материала, точно так же, как и в тех странах, которые до сих пор рассматривались лишь как объекты, а не субъекты истории, — т. е. колониальных и полуколониальных . Ленин, III конгресс Коммунистического Интернационала.

    Коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.

    3. юр.

    Лицо или организация, обладающие определенными правами и обязанностями.

    Субъект права. Субъект преступления (лицо, совершившее преступление и могущее нести за него уголовную ответственность).

    4.

    Человек как носитель каких-л. физических и психических качеств.

    Доктор прописал ему лекарство и рекомендовал «большую осторожность в испытании ощущений», так как субъект темперамента нервического и с наклонностью к болезням сердца. Тургенев, Вешние воды.

    У физиологов такое состояние, когда субъект видит, но не понимает, называется «психической слепотой». Чехов, Поцелуй.

    5. разг., часто шутл.

    Человек, личность.

    — Слышали об Илье Финогеныче? Купец, но просвещенный субъект вполне. Эртель, Гарденины.

    — Это что за юный субъект? — спросил он и крепко взял меня за подбородок. Паустовский, Далекие годы.

    || разг. пренебр.

    Человек с отрицательными свойствами характера, темная, подозрительная личность; тип.

    — Теперь физиономия этого субъекта мне совершенно ясна! Чаковский, У нас уже утро.

    6. лог.

    Мысль о предмете суждения в отличие от мысли о его признаках.

    Субъект и предикат суждения.

    7. грамм.

    Подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.

    [лат. subjectum]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иронич. пренебр.) — о человеке

    Ср. Уморительные попадаются субъекты.

    А. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 3.

    Ср. Субъект тот наложил, по-видимому, на себя тяжелый искус развлекать публику балагурством, в котором было очень мало юмора, еще меньше веселья и уж вовсе не было смысла. Это было просто какое-то неприятное словоизвержение.

    Вл. Гал. Короленко. В последственном отделении.

    Ср. Не хотел я унижать себя протестами, выступать против такого субъекта, как господин Тихвинцев.

    Боборыкин. До/ма. 9.

    Ср. Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами", живали и в роскоши, живали и в нищете... заставляли других из окна прыгать, но и сами из оного прыгивали...

    Салтыков. Губернские очерки. 7. Горехвастов.

    Ср. C'est un mauvais sujet — негодяй.

    Ср. Subjectus — подброшенный — "предмет".

    Ср. Subjicere — подметать.

    См. жуир.

    См. протест.

    См. перевернуло.

    См. юмор.

    См. словоизвержение.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    СУБЪЕ́КТ, субъекта, муж. (от лат. subjectum-подлежащее).

    1. То же, что подлежащее (грам.).

    2. В логике - предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.).

    3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от субъекта.

    4. Человек как носитель каких-нибудь свойств (мед., юр.). Болезненный субъект. Субъект права (лицо, физическое или юридическое, которому принадлежат те или иные права и обязанности).

    || Вообще о человеке (разг.). Подозрительный субъект. «Уморительные попадаются субъекты.» Чехов. «Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами".» Салтыков-Щедрин.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания; познающий и активно действующий человек (в философии).

    II

    м.

    1.

    Человек как носитель каких-либо свойств; личность.

    отт. разг. Человек (обычно с оттенком порицания, отрицательной оценки).

    2.

    Лицо, коллектив, организация, выступающие как активные деятели в каком-либо процессе.

    III

    м.

    1.

    то же, что подлежащее I (в лингвистике)

    2.

    Любая грамматическая форма, обозначающая деятеля.

    IV

    м.

    Предмет суждения, определяемый предикатом; подлежащее II (в логике).

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТ в языкознании - термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект - подлежащее.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    СУБЪЕКТ (от латинского subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) филос. subject
    2) разг. fellowм.
    1. subject;

    2. разг. (о человеке) individual, type.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    m.person, individual, subject

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1) филос., юр., грам. Subjekt n

    2)разг.(человек) Subjekt n; Person f; Typ m

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    субъект м 1. филос., юр., грам. Subjekt n 1a 2. разг. (человек) Subjekt n; Person f c; Typ m 1c

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    1) филос., грам. sujet m

    2)(о человеке) разг. individu m, type m

    отвратительный субъект — un sale type

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1) филос., грам., юр. sujeto m

    2)(человек) persona f, individuo m; разг. tipo m(обычно о человеке с отрицательными свойствами)

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1) филос. грам. юр. soggetto; subietto книжн.

    2)разг. individuo, tipo, soggetto

    3)

    субъект Федерации —(ogni formazione regionale o nazionale che fa parte della Federazione Russa)

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Субъект

    СУБЪЕКТ. См. Подлежащее.

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    人, 主体

  39. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  40. История Философии: Энциклопедия

    СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ

    (лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. — то, что находится в зависимости от С. и лишено самостоятельной сущности. Понятия С. и О. не стоит ассоциировать с производными от них категориями ‘субъективного’ и ‘объективного’. В данной связке более самодовлеющую природу имеет ‘объективное’, в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. и О. имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С. преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. и О., признав за С. онтологические параметры материальных вещей, а за О. — производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. осуществляется в философия Нового времени. Декартовское ‘мыслю, следовательно существую’ в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. задан через представление, в контексте которого С. наделяется безусловными полномочиями ‘ставить перед собой’ те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. в новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума — всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности? Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С. и О. в самосознании)? Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие ‘трансцендентального С.’, воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. и О. обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. и О. по-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности. При этом С. выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. предполагает прежде всего социально-исторического С. практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. и О. Для феноменологической традиции С. выступает как ‘чистое сознание’ в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.). Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая ‘смерть С.’, постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. такжеБИНАРИЗМ,СМЕРТЬ СУБЪЕКТА,ТЕЛО,АЦЕНТРИЗМ.)

  41. Источник: История Философии: Энциклопедия



  42. Философская энциклопедия

    СУБЪЕКТ

    (от лат. subjectus — лежащий в основе)

    — 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;

    — 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам;

    — 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность;

    — 4) в юридическом смысле — носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо;

    — 5) предмет суждения, логическое подлежащее.

    Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

  43. Источник: Философская энциклопедия



  44. Новейший философский словарь

    см. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.

  45. Источник: Новейший философский словарь



  46. Энциклопедический словарь

    СУБЪЕ́КТ -а; м. [лат. subjectum]

    1. Филос. Существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. С. и объект познания. С. есть мыслящее существо (человек).

    2. (чего). Лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-л. акте, процессе. Страна как с. истории. Коллектив - не только объект, но и с. воспитания.

    3. (чего). Юрид. Лицо или организация, обладающие определёнными правами и обязанностями. С. права. (человек или организация как носитель юридических прав и обязанностей). (лицо, С. преступления (лицо, совершившее преступление и обязанное нести за него уголовную ответственность).

    4. Человек как носитель каких-л. свойств. Кто-л. - с. болезненный. Ребёнок - любопытный с. для наблюдений.

    5. Разг. Человек, личность; человек с отрицательными свойствами характера, тип. Вот с., годный в натурщики. Подошёл подозрительный с.

    6. Лог. Предмет суждения, определяемый предикатом. С. и предикат суждения.

    7. Лингв. Подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.

    Субъе́ктный, -ая, -ое (1, 6-7 зн.). С-ые отношения.

    * * *

    субъект

    I

    (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

    II

    в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъекта. Грамматический субъект — подлежащее.

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Начала современного естествознания

    (от лат.subjectum — лежащий внизу, находящийся в основе) — первоначально, еще у Аристотеля, понятие эквивалентное субстанции, с середины XVII века приобретает современный смысл, как обозначение психолого-теоретико-познавательного «Я», индивида, противопоставляемого предмету, объекту. Выступает в этом качестве как «субъект познания», «субъект действия»; человек, как носитель каких-либо свойств.

  49. Источник: Начала современного естествознания



  50. Энциклопедия социологии

    (от лат. subjectus - лежащий в основе) - англ. subject; нем. Subjekt. 1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. 2. Индивид как носитель к.-л. свойств; личность.

  51. Источник: Энциклопедия социологии



  52. Толковый словарь по социологии

    (от лат. subjectus - лежащий в основе) - англ. subject; нем. Subjekt. 1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. 2. Индивид как носитель к.-л. свойств; личность.

  53. Источник: Толковый словарь по социологии



  54. История слов

    См. ПОТРЕБИТЕЛЬНИЦА

  55. Источник:



  56. История слов

    См. факт

  57. Источник:



  58. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  59. Источник:



  60. Словарь лингвистических терминов

  61. Источник:



  62. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  63. Источник:



  64. Тезаурус русской деловой лексики

  65. Источник:



  66. Большой Энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТ
    СУБЪЕКТ в языкознании - термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект - подлежащее.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  67. Источник:



  68. Большой Энциклопедический словарь

    СУБЪЕКТ
    СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  69. Источник:



  70. Толковый словарь Даля

  71. Источник: