I
Субъе́кт (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание)
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотельобозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию; средневековая схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С. берёт начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности; истолкование С. как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания). В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С. познания был развит Г. Гегелем (См. Гегель), для которого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе психологизма — как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики (См. Практика). Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С.: с точки зрения марксизма, индивид выступает как С. с присущим ему Самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность С. является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974.
В. А. Лекторский.
IIСубъе́кт
в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического. С., которые в классическом случае выражаются подлежащим (См. Подлежащее); например, «Петр весел» («Петр» сочетает признаки грамматического, логического, семантического С.). Расчленение понятия С. вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С. — подлежащее. Логический С., или Тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологического направления говорили в этом случае о психологическом С., имея в виду то представление, которое с самого начала присутствует в сознании автора речи. В некоторых концепциях понятия коммуникативного и логического С. различаются. Под семантическим С. понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении «Весело Петру» (ответ на вопрос «Кому весело?») логический С. — «весело», семантический С. — «Петру», грамматический С. отсутствует.
Лит.: Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960; Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.— Л., 1963; Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965; Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн: Пражский лингвистический кружок, пер. с чешск., М., 1967; Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971; Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973.
Н. Д. Арутюнова.
лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. Субъективный, ·противоп. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. Субъективное чувство, личное, свое, в которое не может проникнуть другой. -признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. - человек, сосредоточенный в себе. -ное, состояние ·по·прилаг. Субъективность писателя, способность проникаться чужими мыслями и чувствами, ставить себя на место другого, со всеми свойствами его.
СУБЪЕ́КТ, -а, муж.
1. В философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
2. Человек как носитель каких-н. свойств (книжн.). С. права (физическое или юридическое лицо как носитель юридических прав и обязанностей; спец.).
3. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом) (разг.). Подозрительный, странный с. Болезненный с.
4. В логике: предмет суждения.
5. В грамматике: семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния.
| прил. субъектный, -ая, -ое (к 1, 4 и 5 знач.).
-а, м.
1. филос.
Индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект.
Субъект и объект познания.
□
Субъект есть мыслящее существо (человек); объект — мыслимый предмет. Белинский, Журнальная заметка.
2. книжн.
Лицо (или группа лиц, коллектив, организация), выступающее активным деятелем в каком-л. акте, процессе.
В капиталистических государствах накопилось много горючего материала, точно так же, как и в тех странах, которые до сих пор рассматривались лишь как объекты, а не субъекты истории, — т. е. колониальных и полуколониальных . Ленин, III конгресс Коммунистического Интернационала.
Коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.
3. юр.
Лицо или организация, обладающие определенными правами и обязанностями.
Субъект права. Субъект преступления (лицо, совершившее преступление и могущее нести за него уголовную ответственность).
4.
Человек как носитель каких-л. физических и психических качеств.
Доктор прописал ему лекарство и рекомендовал «большую осторожность в испытании ощущений», так как субъект темперамента нервического и с наклонностью к болезням сердца. Тургенев, Вешние воды.
У физиологов такое состояние, когда субъект видит, но не понимает, называется «психической слепотой». Чехов, Поцелуй.
5. разг., часто шутл.
Человек, личность.
— Слышали об Илье Финогеныче? Купец, но просвещенный субъект вполне. Эртель, Гарденины.
— Это что за юный субъект? — спросил он и крепко взял меня за подбородок. Паустовский, Далекие годы.
|| разг. пренебр.
Человек с отрицательными свойствами характера, темная, подозрительная личность; тип.
— Теперь физиономия этого субъекта мне совершенно ясна! Чаковский, У нас уже утро.
6. лог.
Мысль о предмете суждения в отличие от мысли о его признаках.
Субъект и предикат суждения.
7. грамм.
Подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.
[лат. subjectum]
(иронич. пренебр.) — о человеке
Ср. Уморительные попадаются субъекты.
А. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 3.
Ср. Субъект тот наложил, по-видимому, на себя тяжелый искус развлекать публику балагурством, в котором было очень мало юмора, еще меньше веселья и уж вовсе не было смысла. Это было просто какое-то неприятное словоизвержение.
Вл. Гал. Короленко. В последственном отделении.
Ср. Не хотел я унижать себя протестами, выступать против такого субъекта, как господин Тихвинцев.
Боборыкин. До/ма. 9.
Ср. Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами", живали и в роскоши, живали и в нищете... заставляли других из окна прыгать, но и сами из оного прыгивали...
Салтыков. Губернские очерки. 7. Горехвастов.
Ср. C'est un mauvais sujet — негодяй.
Ср. Subjectus — подброшенный — "предмет".
Ср. Subjicere — подметать.
См. жуир.
См. протест.
См. перевернуло.
См. юмор.
См. словоизвержение.
СУБЪЕ́КТ, субъекта, муж. (от лат. subjectum-подлежащее).
1. То же, что подлежащее (грам.).
2. В логике - предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.).
3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от субъекта.
4. Человек как носитель каких-нибудь свойств (мед., юр.). Болезненный субъект. Субъект права (лицо, физическое или юридическое, которому принадлежат те или иные права и обязанности).
|| Вообще о человеке (разг.). Подозрительный субъект. «Уморительные попадаются субъекты.» Чехов. «Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами".» Салтыков-Щедрин.
I
м.Тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания; познающий и активно действующий человек (в философии).
II
м.1.
Человек как носитель каких-либо свойств; личность.
отт. разг. Человек (обычно с оттенком порицания, отрицательной оценки).
2.
Лицо, коллектив, организация, выступающие как активные деятели в каком-либо процессе.
III
м.1.
то же, что подлежащее I (в лингвистике)
2.
Любая грамматическая форма, обозначающая деятеля.
IV
м.Предмет суждения, определяемый предикатом; подлежащее II (в логике).
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТ в языкознании - термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект - подлежащее.
СУБЪЕКТ (от латинского subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
муж.
1) филос. subject
2) разг. fellowм.
1. subject;
2. разг. (о человеке) individual, type.
m.person, individual, subject
м
1) филос., юр., грам. Subjekt n
2)разг.(человек) Subjekt n; Person f; Typ m
субъект м 1. филос., юр., грам. Subjekt n 1a 2. разг. (человек) Subjekt n; Person f c; Typ m 1c
м.
1) филос., грам. sujet m
2)(о человеке) разг. individu m, type m
отвратительный субъект — un sale type
м.
1) филос., грам., юр. sujeto m
2)(человек) persona f, individuo m; разг. tipo m(обычно о человеке с отрицательными свойствами)
м.
1) филос. грам. юр. soggetto; subietto книжн.
2)разг. individuo, tipo, soggetto
3)
субъект Федерации —(ogni formazione regionale o nazionale che fa parte della Federazione Russa)
СУБЪЕКТ. См. Подлежащее.
人, 主体
СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ
(лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. — то, что находится в зависимости от С. и лишено самостоятельной сущности. Понятия С. и О. не стоит ассоциировать с производными от них категориями ‘субъективного’ и ‘объективного’. В данной связке более самодовлеющую природу имеет ‘объективное’, в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. и О. имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С. преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. и О., признав за С. онтологические параметры материальных вещей, а за О. — производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. осуществляется в философия Нового времени. Декартовское ‘мыслю, следовательно существую’ в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. задан через представление, в контексте которого С. наделяется безусловными полномочиями ‘ставить перед собой’ те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. в новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума — всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности? Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С. и О. в самосознании)? Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие ‘трансцендентального С.’, воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. и О. обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. и О. по-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности. При этом С. выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. предполагает прежде всего социально-исторического С. практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. и О. Для феноменологической традиции С. выступает как ‘чистое сознание’ в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.). Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая ‘смерть С.’, постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. такжеБИНАРИЗМ,СМЕРТЬ СУБЪЕКТА,ТЕЛО,АЦЕНТРИЗМ.)
(от лат. subjectus — лежащий в основе)
— 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
— 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам;
— 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность;
— 4) в юридическом смысле — носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо;
— 5) предмет суждения, логическое подлежащее.
Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.
см. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.
СУБЪЕ́КТ -а; м. [лат. subjectum]
1. Филос. Существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. С. и объект познания. С. есть мыслящее существо (человек).
2. (чего). Лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-л. акте, процессе. Страна как с. истории. Коллектив - не только объект, но и с. воспитания.
3. (чего). Юрид. Лицо или организация, обладающие определёнными правами и обязанностями. С. права. (человек или организация как носитель юридических прав и обязанностей). (лицо, С. преступления (лицо, совершившее преступление и обязанное нести за него уголовную ответственность).
4. Человек как носитель каких-л. свойств. Кто-л. - с. болезненный. Ребёнок - любопытный с. для наблюдений.
5. Разг. Человек, личность; человек с отрицательными свойствами характера, тип. Вот с., годный в натурщики. Подошёл подозрительный с.
6. Лог. Предмет суждения, определяемый предикатом. С. и предикат суждения.
7. Лингв. Подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.
◁ Субъе́ктный, -ая, -ое (1, 6-7 зн.). С-ые отношения.
* * *
субъектI
(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
II
в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъекта. Грамматический субъект — подлежащее.
(от лат.subjectum — лежащий внизу, находящийся в основе) — первоначально, еще у Аристотеля, понятие эквивалентное субстанции, с середины XVII века приобретает современный смысл, как обозначение психолого-теоретико-познавательного «Я», индивида, противопоставляемого предмету, объекту. Выступает в этом качестве как «субъект познания», «субъект действия»; человек, как носитель каких-либо свойств.
(от лат. subjectus - лежащий в основе) - англ. subject; нем. Subjekt. 1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. 2. Индивид как носитель к.-л. свойств; личность.
(от лат. subjectus - лежащий в основе) - англ. subject; нем. Subjekt. 1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. 2. Индивид как носитель к.-л. свойств; личность.
См. ПОТРЕБИТЕЛЬНИЦА
См. факт
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.