см. Сестина.
сестина [позднелатинское sextina, итал. sestina (оба от лат. sex — шесть)], твёрдая стихотворная форма: 6 строф по 6 стихов, обычно нерифмованных; слова, заканчивающие строки в 1-й строфе, заканчивают их и во 2—5-й строфах, но в меняющемся порядке: каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности 6—1—5—2—4—3; в конце иногда добавляется «посылка» — 3-стишие, включающее все 6 опорных слов, по одному на полустишие. Форма С. была изобретена трубадурами (См. Трубадуры), введена в итальянскую поэзию Ф. Петраркой, от него перешла в другие литературы эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила. На русском языке С. писали Л. А. Мей («Опять, опять звучит в душе моей унылой»), Л. Н. Трефолев, В. Я. Брюсов («Отречение»), М. А. Кузмин («Не верю солнцу, что идёт к закату») и др. Иногда термин «С.» применяют ко всякой 6-стишной строфе; тогда описанную форму называют «большой С.».
М. Л. Гаспаров.
СЕКСТИ́НА [сэ], секстины, жен. (от лат. sex - шесть) (лит.). Стихотворение, состоящее из нескольких шестистиший с одними и теми же рифмующими словами, но расположенными в каждой строфе в различном порядке.
|| Строфа из шести стихов с определенным порядком рифм.
ж.
Шестистишие с двумя рифмами.
СЕКСТИНА (сестина) (итал. sestina - от sesto, лат. sextus - шестой), твердая форма: стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 "ключевыми словами", повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов ("Опять, опять звучит в душе моей уныло", Л. А. Мей).
СЕКСТИНА — одна из особых так наз. «твердых, форм» лирической поэзии, итальянского происхождения. С., как видно из ее названия (латин. sex — шесть), состоит из шести стихов. В русской лирике для С. употреблялся чаще всего пяти- или шестистопный ямб, но допустимы и другие размеры более или менее равной длины. Отличительным признаком С. является наличие трех рифм в строго выдержанном расположении. По схеме рифмовки различаются два вида С.:
1) «ab ab cc»,
2) «ab ba cc».
Пример таких С. с рифмовкой второго типа — стихотворение Пушкина «Кавказ подо мною...»
От описанных двух форм С. следует отличать так наз. «сложную С.» из 36 стихов (шесть шестистиший) пяти- или шестистопного ямба с двумя рифмами, проходящими через все стихотворение. Особенность сложной С. состоит в том, что самые рифмующие слова первого шестистишия повторяются в последующих строфах, каждый раз в новом порядке. Первая строфа рифмует по схеме: «ab ab ab». Для построения каждой дальнейшей строфы берутся рифмы предыдущей в следующем порядке: 6, 1, 5, 2, 4, 3. Напр. в секстине В.Брюсова «Безнадежность» (в его сб. «Семь цветов радуги»):
I.
когда-то /раз/ объята /погас/ заката /час/
II.
час /когда-то/ заката /раз/ погас /объята/
III.
объята /час/ погас /когда-то/ раз /заката/
IV.
заката /объята/ раз /час/ когда-то /погас/
V.
погас /заката/ когда-то /объята/ час /раз/
VI.
раз /погас/ час /заката/ объята /когда-то/
Кроме Брюсова образцы сложной С. можно найти у Л.Мея, М.Кузмина. Особая трудность этой формы заключается в необходимости преодолеть однообразие содержания, к-рое навязывается поэту повторением из строфы в строфу одних и тех же рифм. см. Строфика.
сексти́на
сестина (итал. sestina, от sesto, лат. sextus — шестой), твёрдая форма; стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 «ключевыми словами», повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие (необязательное) содержит все 6 ключевых слов («Опять, опять звучит в душе моей унылой» Л. А. Мея). Иногда секстиной называют всякую 6-стишную строфу.
* * *
СЕКСТИНАСЕКСТИ́НА (сестина) (итал. sestina, от sesto, лат. sextus — шестой), твердая форма(см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ): стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 «ключевыми словами», повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов («Опять, опять звучит в душе моей уныло», Л. А. Мей).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.