Словарь Брокгауза и Ефрона

    Антон Степанович — профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование. Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова. В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры. В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории. Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Антон (Антоний) Степанович [30.6(12.7).1861, Новгород, — 12(25).2.1906, близ Териоки, Финляндия], русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова и стал преподавателем Московского консерватории (с 1889 профессор). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. В 1888—95 руководил концертами Русского хорового общества (Москва), в 1895—1901 был директором Придворной певческой капеллы.

    В своём творчестве А. тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения А. отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки (романсы «Разбитая ваза» на слова А. Н. Апухтина, «Не зажигай огня» на слова Д. М. Ратгауза, «Осень» на слова Т. Л. Щепкиной-Куперник и др., фортепианные миниатюры, фортепианные трио, посвященные К. Ю. Давыдову, и т.п.). А. — автор сюит для двух фортепианных опер «Сон на Волге» по А. Н. Островскому (пост. 1890, Большой театр, Москва), «Рафаэль» (пост. 1894, Москва), «Наль и Дамаянти» (пост. 1904, Большой театр), балета «Ночь в Египте» («Египетские ночи», пост. 1908, Париж), 2 симфоний, фантазии на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром и др. Написал учебник гармонии и руководство по изучению музыкальных форм. Среди учеников А. — С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, Р. М. Глиэр и др.

    Лит.: Ципин Г., Аренский, М., 1966.

    А. С. Аренский

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861 - 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно-инструментальных жанрах. Автор опер ("Наль и Дамаянти", 1903, и др.), балета "Египетские ночи" (1900), фортепьянные сочинения (в том числе Фантазия на темы И.Т. Рябинина, 1899, с оркестром), романсов.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.