Словарь Брокгауза и Ефрона

    Николай Дмитриевич — писатель, род. в 1867 г. в купеческой семье; учился в Московской практической академии. Первые стихотворения Т. появились в журнале "Радуга" (1884). Лучшие рассказы Т. посвящены изображению быта и злоключений переселенцев. Отдельно он напечатал: "На тройках" (М., 1895), "За Урал" (М., 1898), "Повести и рассказы" (М., 1899), "Маленький роман" (М., 1898). Изданы для народа фирмою "Посредник" книжки Т.: "Домой" и "С Богом!" (рассказы из быта переселенцев). Из рассказов Т., помещ. в журнале "Детское чтение", вышли отдельными изданиями: "Елка Митрича" и "Белая цапля". Некоторые рассказы Т. переведены на немец., датский и франц. языки.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Телешо́в

    Николай Афанасьевич [20.1(1.2).1828 — 15(27).2.1895, Петербург], русский офицер, автор одного из первых проектов реактивного самолёта. Летательный аппарат Т. должен был иметь треугольное крыло; для сжигания жидкого горючего предполагалось использовать кислород, содержащийся в атмосферном воздухе. В 1867 Т. получил во Франции патент на этот летательный аппарат.

    Лит.: Козлов С. Г., К истории авиации в России (1860—1909), в сборнике: Из истории авиации и космонавтики, в. 6, М., 1968.

    II

    Телешо́в

    Николай Дмитриевич [29.10(10.11).1867, Москва, — 14.3.1957, там же], русский советский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Из купеческой семьи. В 1899 организовал литературный кружок «Среда». Участвовал в издании сборников «Знание». После 1917 работал в Наркомпросе и др. советских учреждениях. Выступил в 1884 со стихами. Основная тема рассказов и повестей 80—90-х гг. — обличение мещанства, буржуазной морали («Петух», «Мещанская драма», «Дуэль» и др.), бедственная судьба крестьян-переселенцев («С богом!», «Сухая беда», «Ёлка Митрича»). Реализм и демократическая направленность, мотивы социального протеста характеризуют творчество Т. накануне и в период Революции 1905—07 («Песнь о трёх юношах», «Между двух берегов», «Чёрной ночью», «Крамола»), в годы реакции («Косцы», «Иная душа») и империалистической войны («Мина», «Во тьме»). Наиболее значительны произведения советских лет — повесть из эпохи русской Революции 1905—07 «Начало конца» (1933), художественные мемуары «Записки писателя» (1925—43).

    Соч.: Избр. соч. [Вступ. ст. В. Борисовой], т. 1—3, М., 1956; Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. [Послесл. К. Пантелеевой], М., 1966.

    Лит.: История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, М.— Л., 1963.

    Ф. И. Кулешов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Телешов

    ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич (1867—) — прозаик. Происходит из крестьян Владимирской губ. Окончил Практическую академию в Москве. Первые стихи были напечатаны в журнале «Радуга» (1884). В 1898 организовал кружок писателей «Среда», в к-рый входили М. Горький, Серафимович, Вересаев, Бунин и др. Участвовал в сборниках издательства «Знание». Организовал под Москвой в Малаховке первую в России деревенскую гимназию для крестьян, рабочих и железнодорожных служащих.

    После Октябрьской революции принимал участие в работе литературно-просветительных организаций. С 1923 по настоящее время работает в качестве зав. музеем Московского Академического ордена Ленина Художественного театра им. Горького.

    Продолжатель традиций русского реализма, Т. до революции был идейно связан с либерально-народнической интеллигенцией. Жизни крестьян посвящен ряд его произведений. Основную ценность представляют его очерки, посвященные мрачному быту сибирских переселенцев в 80—90-х гг. («На ходу», «Самоходы», «Нужда», «Домой» и др.), написанные на основе наблюдений, сделанных им во время путешествий по Уралу и Сибири. Эти бытовые очерки подкупают своей простотой, бесхитростностью, правдивостью повествования. В ряде рассказов («Крамола», «Петля» и др.) Т. сочувственно откликнулся на революцию 1905. Но к общественным проблемам Т. подходит почти исключительно со стороны этической. Созерцательное отношение к действительности, отвлеченно-гуманистический подход к народу характеризуют его дореволюционное творчество.

    После революции Т. написал немного (в основном литературные воспоминания о прошлом: встречи с Чеховым, Горьким, Л. Андреевым и др.).

    Т. известен также как автор произведений для детей и юношества.Библиография:

    I. На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895; За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897; Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898; Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899; Рассказы, 2 тт., изд. т-ва «Знание», 1903—1908; Между двух берегов, изд. «Освобождение», СПБ, 1909; Рассказы и сказки для юных читателей, изд. т-ва «Просвещение», СПБ, 1911; Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913—1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Черной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола); Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915; Елка Митрича, Гиз, М., 1919; то же, Гиз, М. — П., 1923; Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922; Переселенцы. Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931; Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935. Автобиография: «Писатели», Под редакцией В. Лидина, изд. 2-е, М., 1928.

    II. Коган П. С., Из жизни и литературы, «Образование», 1899, № 7—8; Протопопов М., Простые таланты, «Русская мысль», 1903, № 3; Луначарский А. В., О чести, «Правда», 1905, № 9—10 (перепеч. в сб. автора: Критические этюды, М., 1925); Соболев Ю., Н. Телешов, «Журналист», 1925, № 3.

  5. Источник: Литературная энциклопедия