Большая Советская энциклопедия

    («Худо́жник»,)

    ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, орган Союза художников РСФСР. Издаётся в Москве с октября 1958. Основное внимание «Х.» уделяет практике современного советского искусства народов РСФСР (монографические и обзорные статьи, рецензии на выставки, художественное наследие, материалы в помощь художникам-любителям и др.). Тираж (1977) 50 000 экз.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. худо́жник;
    2. худо́жники;
    3. худо́жника;
    4. худо́жников;
    5. худо́жнику;
    6. худо́жникам;
    7. худо́жника;
    8. худо́жников;
    9. худо́жником;
    10. худо́жниками;
    11. худо́жнике;
    12. худо́жниках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ХУДО́ЖНИК, -а, муж.

    1. Человек, к-рый творчески работает в какой-н. области искусства. Гениальный х. Х. слова. (о писателе или артисте). Х. по свету, по костюмам (в театре).

    2. То же, что живописец. Х.-баталист.

    3. перен. Человек, к-рый выполняет что-н. с большим художественным вкусом, мастерством. Х. своего дела.

    | жен. художница, -ы (ко 2 и 3 знач.).

    | прил. художнический, -ая, -ое. Х. дар.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Человек, создающий произведения изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).

    Пока остальные наши скульпторы утопали в давнишнем привычном классицизме, явился у нас, внезапно, художник [Антокольский], который сказал на всю Европу новое, неслыханное слово. Стасов, Двадцать пять лет русского искусства.

    Н. И. Романов выставил на девяти отдельных щитах гравюры иностранных художников различных школ. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.

    ||

    То же, что живописец.

    Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Пушкин, Сапожник.

    С каждым поворотом открывались все новые и новые виды. Художники нашли бы здесь неистощимый материал для своих этюдов. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

    2.

    Тот, кто создает произведения искусства, творчески работает в области искусства.

    Художник слова.

    Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. Добролюбов, Что такое обломовщина?

    Кто эти художники, режущие из камня цветы и обладающие столь тонким вкусом, столь уверенной рукой, так хорошо развитым чувством меры? М. Горький, Беглые заметки.

    Две церкви стоят на берегу. Одну строили вдохновенные художники, другую — подрядчики. Одна — произведение искусства, другая — ширпотреб. Тендряков, Онега.

    3.

    Тот, кто достиг высокого совершенства в какой-л. работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чем-л.

    — Письменный стол и вот этот шкафчик из красного дерева делал моему отцу столяр-самоучка Глеб Бутыга . Да… Большой художник по своей части. Чехов, Жена.

    Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. М. Горький, А. П. Чехов.

    классный художник

    звание, присваивавшееся в дореволюционной России лицам, окончившим Академию художеств с большой серебряной или золотой медалями.

    - свободный художник

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ХУДО́ЖНИК, художника, муж.

    1. Человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства (книжн.). «Если писатель вместо образов оперирует логическими доводами…, то он не художник, а публицист.» Плеханов. «Я надеюсь, сказал он бедному художнику, что вы будете иметь успех: здешнее общество никогда еще не слыхало импровизатора.» Пушкин.

    2. То же о живописцах. Художник-баталист. Художник-маринист. Русские художники, скульпторы и архитекторы.

    3. перен. О том, кто исполняет что-нибудь с большим вкусом, художественным чутьем.

    Классный художник (дорев.) - звание, присваивавшееся лицам, окончившим Академию Художеств с большой серебряной или золотой медалями. Свободный художник (дорев.) - 1) (или неклассный) звание, присваивавшееся лицам, окончившим Академию Художеств с малой серебряной медалью; 2) звание музыканта с высшим музыкальным образованием.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Тот, кто создает произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т.п.; живописец.

    2.

    Тот, кто создает произведения искусства, творчески работает в области искусства.

    II

    м.

    Тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. artist;
    painter художник слова художник-копиистм. artist;
    (живописец тж.) painter;
    ~ по интерьеру interior decorator;
    ~ по костюму fashion designer;
    ~ по макияжу make-up artist.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1)Künstler m

    2)(живописец) Maler m, Kunstmaler m

    3)(мастер своего дела) Könner m; Künstler m

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    художник м 1. Künstler m 1d 2. (живописец) Maler m 1d, Kunstmaler m 3. (мастер своего дела) Könner m 1d; Künstler m 1d

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    1)(живописец) peintre m, artiste m, f peintre

    художник-пейзажист — paysagiste m

    художник-анималист — animalier m

    2)перен. artiste m, f

    художник слова — artiste de la parole

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)pintor m

    2)перен. artista m, maestro m

    худо́жник сло́ва — maestro de bellas letras

    худо́жник сце́ны — actor m

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)(живописец) pittore; disegnatore(рисовальщик); decoratore m; artista m(театр.,кино)

    художник по костюмам — costumista m

    главный художник — scenografo capo; direttore dell'allestimento scenico

    художник фильма — scenografo m

    художник-мультипликатор — cartonista, animatore

    художник слова — prosatore d'arte; stilista

    горе-художник / художник от слова худо разг. пренебр. — pittorucolo m, imbrattatele m

    2)(виртуоз) esperto, dotto, maestro

    он в своем роде художник — è molto esperto nel suo mestiere

    свободный художник — libero artista(titolo accademico di pittori diplomati nella Russia zarista)

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Философская энциклопедия

    ХУДОЖНИК

    — субъект творческой деятельности в сфере искусства. Личность X. и способность его творческого воображения — стержневые проблемы мировой эстетики. Начиная с античности философы отмечали иррациональные, непостижимые механизмы художественно-творческого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. Платон шел, в частности, к мысли, что в момент творчества X. не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение X. выйти за пределы себя («exstasis», «исступление»), когда его душа проникает в мир запредельных сущностей. Экстаз — это в некотором смысле безумие, изменение нормального состояния души, но это, по Платону «божественное безумие, божественная одержимость» («Ион»).

    В целом ни объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами по себе, не могут служить объяснением творческой продуктивности X. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствует, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность X., в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей, т.е. определение того, произведение какого жанра он стремится создать, какого объема, в какой срок, ощущение внутренней ответственности за результаты и т.д. С др. стороны, едва ли не большее значение в подготовке и осуществлении творческого акта X. приобретает т.н. непроизвольная активность. Она отмечена непрерывным художественным фантазированием, это своего рода внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга, подрастают подспудные переживания и их художественные формы. Этот скрытый от глаз, во многом хаотический и непроизвольный процесс вместе с тем не может быть оценен как нецелесообразный, выпадающий из сферы мотивации творчества. Спонтанной активности X. всегда присуща определенная интенция — своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта. Уже внутри творческой интенции живет нечто, что позволяет выбирать между различными вариантами художественного претворения, не апеллируя к сознанию, нечто, что «запускает» творческое действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.

    Хрупкое балансирование между интенцией собственного сознания и той мерой, которую диктует природа самого предмета — механизм, объясняющий взаимодействие в каждый отдельный момент сознательных усилий X. и его непроизвольной активности. Интенциональность творческого сознания X. позволяет ему смотреть на себя как на своеобразный словарь, в котором уже предуготовлены главные темы и способы их претворения.

    В 20 в. активно изучалась проблема взаимовлияния творческой и бытийной биографии X., позволяющего осмыслить его как особый психологический тип. Поскольку творческий процесс не является выделенной сферой, а составляет единое целое с жизненным процессом X., постольку не только собственно творческая активность, но и разные формы бытийной активности X. сопряжены с целями одного типа: созданием произведения искусства, возделыванием благоприятной для этого почвы, изобретением особых условий, стимулирующих художественное открытие. Устойчивые состояния, которые провоцирует художественно-творческий акт, и определяют своеобразие личности X. Одно из главных состояний, сопровождающих творчество любого мастера, — способность и потребность жить в вымышленных ролях, непрерывная самоидентификация то с одним, то с др. персонажем. Когда эта потребность безостановочного вживания становится системой, она создает своеобразную надстройку над жизнью и ставит X. в трудное положение. Он должен последовательно переходить от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности, и такая смена положений, одновременное обладание сразу несколькими формами существования вносит в его сознание заметную дисгармонию. Др. важный компонент творчества — необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения. Кумулятивным следствием постоянной концентрации, «собирания себя», удержания высокой амплитуды чувств являются повышенная впечатлительность, нервность, а порой неуравновешенная экзальтация, принимающая иногда болезненные формы. Накопление наблюдений об этих состояниях уже в начале 20 в. дало повод для возникновения многочисленных исследований, трактующих психическую патологию как имманентную составляющую гения (Ч. Ламброзо и др.).

    Творец как самобытная личность все время меняет «формулу» своего существования, демонстрирует отсутствие прикрепленности к одному видению, одной позиции, одной, не вызывающей сомнения, идее. Его неостановимый переход от одного состояния к др. и представляет собой собственно человеческое бытие культуры. В психологическом феномене X. концентрируется, т.о., ряд жизненно важных характеристик, которые пусть в малой степени, но присутствуют в любом человеке и которые способны объяснить смену ролевых установок, тягу к жизни в воображаемом мире, творческие порывы и потребности.

    Особая сфера изучения феномена X. — анализ эволюции его статуса в истории разных национальных культур; выявление исторических вех и этапов становления его самосознания, обретения X. собственной социальной идентичности.

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    ХУДО́ЖНИК -а; м.

    1. Человек, создающий произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т.п.; живописец. Свободный х. Художник-баталист. Художник-портретист. Художник-пейзажист. Позировать художникам. Натюрморт работы художника голландской школы.

    2. Тот, кто создаёт произведения искусства, творчески работает в области искусства. Эти ювелирные украшения делал х. Х. слова (о писателе). Х. сцены (об актёре или режиссёре). Художник-оформитель. Кто-л. художник в душе (о человеке, обладающем высоким вкусом; с натурой, свойственной людям искусства). Х. по свету, по костюмам (работник театра, занимающийся оформлением спектакля).

    3. Тот, кто достиг высокого совершенства в какой-л. работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чём-л. Х. своего дела, в своём деле.

    Худо́жница, -ы; ж. Х. по тканям. Худо́жнический, -ая, -ое (1-2 зн.). Х. реквизит. Х. дар.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Сводная энциклопедия афоризмов

    Художник

    Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * ФантазияАвтор (Писатель, Художник) -

    Вдохновение - это не селедка, которую можно засолить на многие годы. -


    • Гете (Goethe)

    Ни один писатель не был еще уничтожен чужими руками, только сам автор способен уничтожить свою славу. ***

    Оригинальный писатель - не тот, который никому не подражает, а тот, которому никто не может подражать. -


    • Шатобриан Франсуа (Chateaubriand)

    Автор должен быть в своем произведении, подобно Богу во Вселенной: вездесущ и невидим; так как искусство - вторая натура. -


    • Лабуле Эдуард

    Призвание художника - бросать свет в глубину человеческого сердца. -


    • Шуман Роберт (Schumann)

    Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами. -


    • Блок

    Художник, который не тщеславен, похож на женщину, не желающую нравиться, - оба скучны. -


    • Лабуле Эдуард

    Порой я читаю книгу с удовольствием, а к ее автору отношусь с ненавистью. -


    • Свифт Джонатан (Swift)

    Художники и мудрецы древнего мира всегда старались в малом высказывать многое. Оттого ум древних глубоко затаен в их творениях; новейший же мир большей частью напоминает собой обедневших торговцев, которые выставляют лицом весь свой товар. -


    • Винкельман Иоганн (Winckelmann)

    Художник - это то дитя, о котором сказка рассказывает, что у него всякая слеза превращается в алмаз. Злая мачеха жизнь немилосердно бьет это дитя для того, чтобы оно выплакало как можно больше алмазов. -


    • Гейне Генрих

    Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам. -


    • Дюма Александр (Dumas), сын

    Величайшую славу народа составляют его писатели. - Б. ДжонсонПока автор жив, мы оцениваем его способности по худшим книгам; и только когда он умер - по лучшим. -


    • Джонсон Сэмюэл (Johnson)

    Всякий сочинитель хочет писать так, чтобы его поняли; но при этом нужно писать о том, что стОит понимания. -


    • Лабрюйер (La Bruyere)

    Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. -


    • Булгаков М.А.

    Труднее составить себе имя превосходным сочинением, нежели прославить сочинение посредственное, если имя уже создано. -


    • Лабрюйер (La Bruyere)

    Чтобы писать ясно, каждый сочинитель должен поставить себя на место читателей. -


    • Лабрюйер (La Bruyere)

    Падение чересчур превознесенных писателей всегда совершается с необыкновенной быстротой. -


    • Теккерей Уильям (Thackeray)

    Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. -


    • Вольтер (Voltaire)

    Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других. -


    • Монтень (Montaigne)

    Пишущему лучше недоговорить, чем сказать лишнее. -


    • Камю Альбер. Camus.

    Не имеет смысла писать пародии. В этой области литературы распространилось авторское самообслуживание. -


    • Лауб Габриэль.

    Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо. -


    • Гете (Goethe)

    Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру - причем его мучают соблазны и той и другой жизни. -


    • Камю Альбер. Camus.

    При нынешних гонорарах юморист вынужден быть остроумным любой ценой. -


    • Лауб Габриэль.

    Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. -


    • Хемингуэй Эрнест (Hemingway)

    Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. -


    • Гете (Goethe)

    Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл - душевный комфорт художника. -


    • Камю Альбер. Camus.

    Настоящие писатели - совесть человечества. -


    • Фейербах Людвиг (Feuerbach)

    Все достойное уважения совершено в уединении, то есть вдали от общества. -


    • Рихтер Пауль (Richter) (Жан Поль)

  29. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  30. Русско-английский политехнический словарь

    artist, painter

  31. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  32. Словарь бизнес-сленга

  33. Источник: