Кулачковый механизм в словарях и энциклопедиях
механизм, в состав которого обычно входят два подвижных звена — кулачок и толкатель и неподвижное звено — стойка; К. м. осуществляют почти любой практически требуемый закон движения ведомого звена — толкателя при непрерывном движении ведущего звена — кулачка. Для воспроизведения сложной траектории движения рабочих органов, например в трикотажных машинах, движение толкателю передают два кулачка. К. м. компактны, могут быть легко включены в общую схему машины. Некоторыми недостатками К. м. являются повышенный износ в двухподвижной кинематической паре (См. Кинематическая пара) и склонность к размыканию при высоких скоростях. Для уменьшения износа звенья К. м. изготовляют из высококачественных сталей, закаливают и тщательно обрабатывают. Во избежание нарушения контакта между кулачком и толкателем применяют силовое замыкание пары, которое выполняют при помощи пружин, постоянно прижимающих толкатель к кулачку, или геометрическое замыкание, при котором кулачку или толкателю придают форму, исключающую отход толкателя от кулачка, например кулачок выполняют с пазом, в который входит ролик толкателя.
К. м. применяются в различных областях машиностроения, например в двигателях внутреннего сгорания, металлорежущих станках, машинах пищевой промышленности и др., в которых через К. м. осуществляется программирование рабочего процесса; в машинах-автоматах, где К. м. выполняют функции управления, включая и выключая рабочие органы в соответствующий момент.
Лит.: Машиностроение. Энциклопедический справочник, т. 9, М., 1949, с. 102—10; Левитский Н. И., Кулачковые механизмы, М., 1964; Попов Н. Н., Расчёт и проектирование кулачковых механизмов, М., 1965.
И. Г. Герцкис.
Кулачковый механизм: а — с качающимся толкателем; б — с плоским толкателем; в — с цилиндрическим кулачком, имеющим паз для направления толкателя; 1 — кулачок; 2 — толкатель.
КУЛАЧКОВЫЙ механизм - механизм, подвижное звено которого (кулак) взаимодействует с другим подвижным звеном (толкателем). Кулачковый механизм осуществляет почти любой (заранее заданный) закон движения.
cam mechanism
cam box, cam gear, tappet gear, cam mechanism
кинематическая пара, применяемая для преобразования вращения в заданный вид движения или изменение положения перемещаемых деталей. Представляет собой комбинацию асимметричных дисков или цилиндров; используется в различных механизмах, станках и устройствах автоматики (например, для открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов автомобильного двигателя, для управления механикой типографского линотипа, для обеспечения движений иглы швейной машины). Типичный кулачок - некруглый диск, например яйцевидной формы. При вращении кулачка толкатель движется вперед-назад (или вверх-вниз, в зависимости от плоскости, в которой осуществляются его перемещения), поскольку расстояние от центра кулачка до точки его контакта с роликом толкателя периодически уменьшается или увеличивается. Таким образом вращательное движение кулачка преобразуется в возвратно-поступательное или колебательное движение толкателя и, следовательно, связанных с ним деталей. Характеристики движения толкателя (скорость, ускорение и перемещение) задаются профилем, т.е. формой, кулачка до той поры, пока в этой кинематической паре поддерживается плотный контакт, осуществляемый с помощью прижимной пружины. Профиль кулачка изначально определяется видом заданного движения толкателя. У распределительного вала автомобильного двигателя много кулачков на едином стержне, изготавливается этот узел как цельное изделие; его кулачки давят на коромысла (толкатели кулачкового механизма), которые, в свою очередь, воздействуют на подпружиненные штоки-толкатели, открывающие и закрывающие впускные и выпускные клапаны. У всех кулачков распределительного вала автомобильного двигателя один профиль, но относительно оси они ориентированы по-разному, так что цилиндры срабатывают в определенном порядке в заданные моменты времени (в соответствии с рабочими циклами двигателя). Существуют двигатели, в которых кулачки воздействуют на клапаны непосредственно.
ВРАЩЕНИЕ КУЛАЧКА ПРЕОБРАЗУЕТСЯ в повороты толкателя в соответствии с изменениями расстояния до центра кулачка.
ЛИТЕРАТУРА
Попов Н.И. Расчет и проектирование кулачковых механизмов. М., 1980
кулачко́вый механи́зм
механизм, подвижное звено которого (кулак) взаимодействует с другим подвижным звеном (толкателем). Кулачковый механизм осуществляет почти любой (заранее заданный) закон движения.
* * *
КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМКУЛАЧКО́ВЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, механизм, подвижное звено которого (кулак) взаимодействует с другим подвижным звеном (толкателем). Кулачковый механизм осуществляет почти любой (заранее заданный) закон движения.
механизм, подвижное звено к-рого (кулак; или кулачок), имеющее поверхность перем. кривизны, взаимодействует с др. подвижным звеном (толкателем, или штангой), образуя высшую кинематическую пару. К. м. осуществляет почти любой (заранее заданный) закон движения, применяется в механизме газораспределения двигателей внутр. сгорания, в металлореж. станках, машинах-автоматах и др. См. рис.
Кулачковый механизм: а - с роликовым толкателем; б - с тарельчатым толкателем; 1 - кулачок; 2 - толкатель
КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ — кинематическая система тел (звеньев), подвижное звено которой (кулак (см.)), взаимодействуя с др. рабочим звеном (толкателем, штангой), позволяет изменять его движение соответственно заданному условию. Это свойство К. м. обеспечило его широкое использование в двигателях внутреннего сгорания, в механизмах газораспределения, металлорежущих станках, машинах-автоматах и др.
cam box, cam gear, tappet gear, cam mechanism
meccanismo a camme
кулачко́вий механі́зм
кулачко́вий механі́зм