Большая Советская энциклопедия

    (Tirso de Molina)

    [псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, — 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 — его историограф. Первая опубликованная книга — «Толедские виллы» (1621) — по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе «Стыдливый во дворце», написана в 1605—06). Своеобразной «благочестивой» антитезой ей является сборник «Услаждать, принося пользу» (1635). В 1627—1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.

    Т. де М. писал пьесы на исторические («Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса», 1615—21, изд. 1635; «Мудрость женщины», 1630—33, изд. 1634, и др.), библейские («Месть Фамари», «Что больше, то и меньше», 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная — «Осуждённый за недостаток веры», 1614—15(?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий «плаща и шпаги » интрига (классический образец — «Дон Хиль зелёные штаны», 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, «Ревнивая к себе самой»).

    Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо.Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма — «Севильский озорник, или Каменный гость» [1619— 20(?), изд. 1630], в основе которой — народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он — скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.

    Соч.: Obras dramáticas completas, t. 1—3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. — Комедии, [вступ. ст. В, Сплюнаса], Т.1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. Н. Томашевского, М., 1972].

    Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.—Л., 1960; Nougué A., L'oevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de Tirso de Molina. Thése, [P.], 1971.

    С. И. Еремина.

    Тирсо де Молина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес - Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ("Мудрость женщины", 1634), агиографические сюжеты, комедии ("Дон Хиль Зеленые штаны", 1635; "Благочестивая Марта" 1636), религиозно-философские драмы ("Осужденный за недостаток веры", 1634), ауто. Драма "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Тирсо де Молина

    ТИРСО де МОЛИНА (Tirso de Molina, 1571—1648) — псевдоним выдающегося испанского драматурга; его настоящее имя — Габриель Тельес (Gabriel Tellez). Р. в дворянской семье. В 1601 сделался монахом ордена Милости (La Merced). В 1634 был назначен членом правления ордена, в 1635 — его историографом, в 1639 Т. д. М. получил степень магистра богословия. Путешествие в Америку (о. Сан-Доминго), куда он был послан (1616) для ревизии орденских учреждений, отразилось в его исторической трилогии, посвященной конквистадорам бр. Писарро («Единая цель решает все», «Американские амазонки» (Amazonas en las Indias), «Верность в борьбе с завистью» (La lealtad contra la envidia)). С 1620 Т. д. М. сблизился в Мадриде с Лопе де Вегой и его единомышленниками (Монтальван, Аларкон, Мира де Амескуа) и успешно начал свою художественную деятельность. В 1625 открытая театральная деятельность драматурга-монаха навлекла на него преследования и ссылку в провинциальный монастырь (г. Трухильо).

    Подобно Лопе де Вега Т. д. М. отличается большой плодовитостью: по его собственному признанию, им сочинено свыше 400 комедий, из к-рых многие при его жизни пользовались известностью вне Испании (Италия, Америка, Франция). Из всего им написанного до нас дошли: 81 комедия, 5 ауто, две книги смешанного содержания (новеллы, комедии, лирика): «Толедские виллы» (Cigarrales de Toledo, 1621, 2-е изд., 1624) и «Развлечение и польза» (Deleytar aprovechando, 1635); рукописная «История ордена Милости» (Historia de la Orden de la Merced, напис. в 1639, 2 тт.) и «Жизнеописание святительницы Сервельонской».

    Т. д. М. — прямой последователь новой драматургии Лопе де Вега, реалистические достижения к-рой он горячо отстаивал в «Толедских виллах»: он остается верен реалистическому методу. Т. д. М. сохраняет введенные Лопе жанры (исторические драмы, религиозные пьесы, бытовую комедию) и принципы (смешение трагического и комического, отказ от триединств, деление на 3 акта, стиховая форма), все же, взятое в целом и на фоне общего движения испанской драмы, творчество Т. д. М., несмотря на ряд блестящих достижений и новшеств, говорит о начавшемся ослаблении реалистических тенденций системы Лопе де Вега. Это достаточно ясно сказывается в исторических пьесах Т. д. М. (жанр, на большую идейную и художественную высоту поставленный Лопе де Вега), в к-рых частные и личные интересы героев почти полностью заслоняют прямую политическую проблему («Счастливая и злополучная судьба Альваро де Луна» (Prospera fortuna de D. Alvaro de Luna y adversa de Riny zope de Avalos, трилогия о бр. Писарро, «Антона Гарсиа» (Antona Garcia)). И только в некоторых лучших своих исторических пьесах (напр. «Благоразумные женщины») Т. д. М. поднимается до уровня своего учителя. Самобытен Т. д. М. в создании еще неиспробованного до него жанра социально-философских драм («Севильский обольститель», «Осужденный за сомнение»), послуживших впоследствии отправным пунктом для философских пьес Кальдерона. С большой глубиной и редкой силой обобщения он отражает в них наглядно обнаружившиеся противоречия «золотого века» испанской культуры, парадоксально сочетавшего в себе материалистические установки позднего Ренессанса с феодально-церковным духом контрреформации. Впервые в мировой литературе Т. д. М. создает в «Севильском обольстителе» (El вurlador de Sevilla, 1630) тот образ Дон Жуана, где социально-бытовая зарисовка совмещена с философским толкованием и за обликом феодала-сластолюбца чувствуется дерзкий вольнодумец, восстающий против устрашающего аппарата церковной морали и догмы. Герой «Осужденного за сомнение» (Condenado per Desconfiado), отшельник Пауло, с помощью хитрых экспериментов пытающийся вырвать у провидения тайну спасения своей души, является в сущности контрреформационным вариантом фаустовской темы и заключенной в ней проблемы свободного познания.

    В области бытовой комедии («Комедия плаща и шпаги») Т. д. М. снижает реалистический метод Лопе де Вега и высоту его социальной проблематики своим пристрастием к формальным и натуралистическим эффектам, к-рые сделали его мастером «комедии интриги» (частые переодевания, эффекты трансформации, систематические «кви-про-кво» — ср. «Дон Хиль Зеленые Штаны» (Don Gil de las calzas verdes), «Благочестивая Марта» — Marta la piadosa, «Любовь — врач» — El amor medico — и др.) и уходящим в мелочи «жанристом» («Застенчивый во дворце» — El vergonroso en palacio, «Крестьянка из Вальекас» — La villana de Vallecas и др.).

    В религиозных пьесах Т. д. М., в первую очередь в его «Комедиях о святых», с особенной остротой проявляются контрреформационные элементы его мировоззрения. Их характеризует погоня за феерическими эффектами и мишурой богословской учености («Святой портной» — Santo y sastre, «Озеро св. Викентия» — Los lagos de San Vicente). Произведение, вроде философски задуманной библейской драмы «Месть Тамары» (La venganza de Tamar) с ее откровенным изображением кровосмесительной любви (брата к сестре), трактуемой в смысле защиты прав освобожденной Ренессансом плоти, — одно из немногих исключений в его религиозном театре.

    Хотя творчество Т. д. М. очень неровно и наряду с образцовыми созданиями включает не мало слабых, едва отделанных набросков, тем не менее его значение в истории испанского театра очень велико. Влияние Т. д. М. отразилось уже на ближайших его современниках: Кальдерон обязан ему не только философскими пьесами, но и техникой своего бытового театра. Аларкон, Мира де Амескуа, Морето и др. пользовались его сюжетами, типами и положениями.

    Созданная им концепция Дон Жуана выросла до размеров подлинного мирового образа. С начала XX столетия интерес к творчеству Т. д. М. заметно усиливается как в Испании (В. С. Арместо), так и за границей. В наши дни работу по популяризации его творчества в массах проводит в Мадриде группа испанских революционных писателей (Р. Альберти, Р. Х. Сендер и др.).Библиография:

    I. Comedias escogidas publicadas por J. E. Hartzenbusch, Madrid, 1885 (Biblioteca de autores Espanoles, V); Comedias, publ. por E. Cotarelo y Mori, 2 vls, Madrid, 1906—1907 (Nuova Biblioteca de autores Espanoles, IV, IX); Autos sacramentales, publ. por E. Gonzalez Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de autores Espanoles, LVIII); Cigarrales de Toledo, ed. V. Said Armesto, Madrid, 1914; Vida de la santa madre de Cervellon, ed. N. Menendez y Pelayo «Revista de Archivos» 1908—1909, vls XVIII, XIX, XXI. Переводы: Дон Хиль Зеленые Штаны, перев. В. Пяста, Берлин, 1923; Театр, перев. В. Пяста и Т. Щепкиной-Куперник, изд. «Academia», М. — Л., 1935.

    II. Rios de Lamperez B. de los, Del siglo de oro, Madrid, 1910; Munoz Pena P., El teatro del Maestro Tirso de Molina, Valladolid, 1889; Menendez y Pelayo M., Estudios de critica literaria, t. II, Madrid, 1895; Morel-Fatio A., etudes sur l’Espagne, 3-e serie, P., 1904; Menendez Pidal R., Estudios literarios, Madrid, 1920, p. 9—100; Bushee A. N., Tirso de Molina, «Revue hispanique», 1933; Morley G., The use of the verse-forms by Tirso de Molina, «Bulletin hispanique», 1905, v. VII, pp. 387—408; Его же, El uso de las combinaciones metricas en las comedias de Tirso de Molina, там же, 1914, v. XVI, p. 177—208; Gendarme de Bevotte G., La legende de Don Juan, 3 vls, P., 1906—1911; Schroder Th., Die dramatischen Bearbeitungen der Don Juan-Sage, Halle, 1912; Pfandl L., Geschichte der spanischen National-Literatur in ihrer Blutezeit, Freiburg i/Br., 1929; Кржевский В., Тирсо де Молина, в кн.: Тирсо де Молина, Дон Хиль Зеленые Штаны, пер. В. Пяста, Берлин, 1923; Кельин Ф., Тирсо де Молина и его время, в кн.: Тирсо де Молина, Театр, изд. «Academia», М. — Л., 1935; Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, 3 изд. М., 1907 (статья «Легенда о Дон Жуане»); Тирсо де Молина и испанский театр, «Любовь к трем апельсинам», СПБ, 1914, кн. 2.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ти́рсо де Моли́на

    (Tirso de Molina), настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) (1571 или около 1583 — 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), библейские, агиографические сюжеты, ауто, религиозно-философские драмы («Осуждённый за недостаток веры», 1634). Комедии «Дон Хиль Зелёные штаны» (1635), «Благочестивая Марта» (1636). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.

    * * *

    ТИРСО ДЕ МОЛИНА

    ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Tellez) (1571 или ок. 1583—1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), агиографические сюжеты, комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1635; «Благочестивая Марта» 1636), религиозно-философские драмы («Осужденный за недостаток веры», 1634), ауто сакраменталь(см. АУТО). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.

    * * *

    ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриэль Тельес, Tеllez) (24 марта 1579, Мадрид — февраль 1648, Сория), испанский драматург 17 века, создатель образа Дон Жуана(см. ДОН ЖУАН).

    Биографические сведения

    Не только большая часть подробностей жизненного пути Тирсо де Молины, но и точная дата его рождения, и его полное мирское имя были открыты после почти целого века интенсивных исследований в 1980—90-е гг. Наибольшие заслуги в этой области принадлежат собратьям драматурга по ордену доминиканцев(см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)).

    Его родители, Андрес Лопес и Хуана Тельес, были людьми настолько бедными, что им нечего было завещать детям. Его старшая сестра, Каталина Тельес, ушла в монастырь в 1587 в возрасте 13 лет (ум. в 1630). Габриэль Тельес вступил в 1600 в орден Мерседариев — дочерний орден доминиканцев, созданный для выкупа христианских невольников из мусульманского плена; через год он принял постриг в Гвадалахаре. В 1608 Тирсо де Молина стал пресвитером и монастырским викарием в Сории. Никаких документальных свидетельств того, что Тирсо де Молина учился в каком-нибудь университете или получал университетские степени не существует. В 1611—12 Тирсо де Молина переехал в Толедо, где жил до 1616, когда он отплыл на Санто Доминго(см. САНТО-ДОМИНГО (остров)), в числе монахов, сопровождающих нового верховного викария ордена на этом острове. На Санто Доминго он проповедовал, читал лекции по теологии и участвовал в поэтических состязаниях. В 1618 Тирсо де Молина вернулся в Испанию через Севилью (туда приходили в то время корабли из Америки).

    В 1618 Тирсо де Молина потерял отца, а в 1620 — мать. В том же году он, прожив до этого два года в Сеговии, переселился в Мадрид и в течение последующих пяти лет активно участвовал в литературной жизни столицы, продолжая одновременно продвигаться и по иерархической лестнице ордена.

    В 1625 «Хунта для исправления нравов» вынесла решение, в котором запретила Тирсо де Молина писать комедии и светские стихи и потребовала его ссылки в отдаленный монастырь. Решение это в полной мере исполнено не было, поскольку Тирсо де Молина не только продолжал писать комедии и продавать их труппам, но и не отказался от намерения опубликовать собрание своих пьес, однако Мадрид покинул. В 1626 он был избран сроком на три года командором монастыря в Трухильо. Там, вблизи родового гнезда Писарро, он написал драматическую трилогию о завоевании Перу, прославляя Франсиско Писарро(см. ПИСАРРО Франсиско) и его братьев. В последующие годы Тирсо де Молина большую часть времени проводил в Толедо.

    В 1638 он вернулся в Мадрид. С 1640 начала ужесточаться позиция ордена в отношении светского литературного творчества монахов, в частности, мадридским монахам вышел запрет писать сатиры на власти в стихах и в прозе. В том же году Тирсо де Молина был выслан в монастырь в Куэнке. С 1642 он вновь стал появляться в различных монастырях ордена и с 1643 поселился в Толедо. В 1645 был назначен командором монастыря в Сории. Умер в монастыре Алмасан, на берегу Дуэро, не позднее 20 февраля 1648.

    Драматургия

    Документальные свидетельства литературной, и в первую очередь, драматургической деятельности Тирсо де Молина сохранились с 1606. В «Толедских виллах» (1621, пуб. 1624) он утверждал, что написал триста комедий за четырнадцать лет. При жизни автора вышло пять «частей» его комедий (первая — 1627, третья — 1634, вторая и четвертая — 1635, пятая — 1636). Эти издания, а также немногочисленные сохранившиеся манускрипты составляют костяк ныне существующего корпуса комедий драматурга. В настоящее время насчитывается около 80 пьес, связанных с именем Тирсо де Молины, причем среди них — более десяти пьес сомнительной атрибуции.

    Драматург

    Тирсо де Молина принадлежит к драматургам так называемого «круга Лопе де Веги(см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА)», но стоит в нем несколько особняком, предвосхищая некоторые более поздние тенденции в развитии испанской драмы, обретшие окончательную форму в творчестве П. Кальдерона(см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро). В частности, он стремится к созданию смысловой и сюжетной связи между основной и второстепенной интригой пьесы. Традиционно считается, что комедии Тирсо де Молины отличаются острым и смелым, особенно для монаха, юмором и сильными женскими образами. В разном ключе образ сильной женщины разрабатывается в пьесе «Антона Гарсия» («Antona Garcia», 1623), в комедиях «Мари-Эрнандес, галисийка» («Mari-Hernandez, la gallega», 1625) и «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa», 1614), в библейской драме «Месть Фамари» («La venganza de Tamar», до 1614) и др.

    Оригинальность драматургического мышления Тирсо де Молина сказывается и на сюжетном строении его комедий. В пьесе «В женщине благоразумие» («La Prudencia en la mujer», 1622) Тирсо де Молина показывает свою героиню, королеву Марию де Молина, не только как правительницу, но и как мать — случай крайне редкий в испанском театре 17 века. Действие комедии «Дон Хиль-зеленые штаны» («Don Gil de las calzas verdes», не позднее 1615) выстроено вокруг фигуры, выдуманной для достижения своих интересов одним из героев и «перехваченной» затем героиней: Дон Хиль, единственной неизменной чертой которого становятся зеленые штаны, постепенно превращается в средоточие и воплощение чаяний и стремлений большинства героев пьесы и как будто даже приобретает собственную волю и самостоятельное существование. Пьеса сомнительной атрибуции «Осужденный за недостаток веры» («El condenado por desconfiado», не позднее 1625), которую большинство исследователей считает все же произведением Тирсо де Молины, посвящена будоражившей в то время умы теологической проблеме соотношения свободы воли и благодати в судьбе человека. Тирсо де Молина решает этот вопрос с соблюдением тончайших догматических нюансов, в аллегорической форме рассказывая о зеркальной судьбе двух человек — погубившего свою душу отшельника Пауло и спасенного разбойника Энрико. В более традиционном ключе выдержанно одно из самых масштабных драматических произведений Тирсо де Молины — трилогия о Святой Хуане (1613—1614).

    «Севильский озорник» («El burlador de Sevilla») — пьеса сомнительной атрибуции; была опубликована в сборнике пьес разных авторов в 1630 под именем Тирсо де Молины (большинство современных критиков принимает его авторство пьесы); другой вариант под названием «Долгий срок вы мне даете», мало чем отличавшийся от «Севильского озорника», был опубликован в 1660 под фамилией Кальдерона; написана драма не позднее 1625, когда она была поставлена. В этой пьесе получила первое воплощение легенда о доне Хуане (Дон Жуане). Пьеса Тирсо де Молины носит аллегорический характер и рассказывает о том, как человек, видящий в жизни только игру и легкомысленно откладывающий покаяние и раскаяние на потом, губит свою душу. Дон Хуан движим похотью и азартом, каждое новое соблазнение знаменует новую ступень его падения. Все героини пьесы, кроме доньи Анны, оказываются уязвимыми в силу своей собственной греховности. Фигура несущей возмездие каменной статуи не только прибавляет финалу эффектности, но и делает его безупречным с точки зрения догматики.

    Проза

    Первое печатное произведение Тирсо де Молины «Толедские виллы» представляет собой сложный конгломерат форм. В основе его лежит сборник новелл, объединенных рамочным диалогом. Прозаическое повествование расцвечено разнообразными в жанровом отношении поэтическими вкраплениями и включает в себя три комедии. Чтобы создать из этих разнородных элементов единое произведение, Тирсо де Молина выстроил сложную систему смысловых и формальных перекличек. По той же модели строится и более поздняя книга «Развлекательное поучение» («Deleytar aprovechando», 1632, пуб. 1635), посвященная, как следует из ее названия, более благонравным развлечениям. Самым крупным прозаическим произведением Тирсо де Молины стала История ордена Мерседариев в двух частях (1637—1639).

    Поэзия

    Тирсо де Молина был признанным поэтом своей эпохи, неоднократно побеждал в поэтических состязаниях. Будучи последователем Лопе де Вегив комедии он, тем не менее с большим почтением относился к поэтическому стилю Л. де Гонгоры(см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) и не чуждался маньеристичности(см. МАНЬЕРИЗМ) в собственных стихах. Однако современные исследователи наиболее удачными считают его фольклорные стилизации.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ТИРСО ДЕ МОЛИНА
    ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес - Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ("Мудрость женщины", 1634), агиографические сюжеты, комедии ("Дон Хиль Зеленые штаны", 1635; "Благочестивая Марта" 1636), религиозно-философские драмы ("Осужденный за недостаток веры", 1634), ауто. Драма "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: