Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Charles-Camille Saint-Saens) — известный французский композитор, род. в Париже в 1835 г. Теорию композиции изучал у Маледена и Галеви. Учился в Парижской консерватории игре на органе и был органистом в парижских церквах. Впервые как композитор С.-С. выступал, начиная с 1856 г., с симфониями, имевшими успех. В особенности его имя выдвинулось благодаря его операм "Samson et Dalila", "Henri VIII", "Etienne Marcel", включенным в репертуар почти всех больших сцен Европы. Его симфонические поэмы "Phaéton", "Le rouet d'Omphales", "Danse macabre", "La jeunesse d'Hercule" и др. исполняются почти всеми симфоническими оркестрами. Написал еще кантату "Promethee", квартеты, квинтеты, много духовных сочинений, концертов для разных инструментов, сочинений в области камерной музыки и пр. Из мелких вокальных его сочинений выдаются: "Mélodies Persanes", для пения с фортепиано. С.-С. приезжал в 1875 г. в Петербург.

    II (дополнение к статье)французский композитор. Из его новейших произведений главные: оперы — "Frédégonde" (1895); "Les Barbares" (1901); "Parysatis" (1902); "Andromaque" (1903); "La création d'Hélène" (1904). Инструментальные произведения: 3 симфонии (es-dur; a-moll; c-moll); 2 сюиты; Jota Aragonese; 5 фортеп. концертов; 3 скрипичных концерта; библейская опера "Le déluge"; Рождественская оратория; 18-й псалом для соло, хора и орк.; 2 мессы; "Harmonie et mélodie" (1885); "Essai sur les lyres et cithares antiques" (1902); "Portraits et souvenirs" (1903).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Saint-Saens)

    Шарль Камиль (9.10.1835, Париж, — 16.12.1921, Алжир; похоронен в Париже), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик и общественный деятель. Член Института Франции (1881), почётный доктор Кембриджского университета (1893), почётный член Петербургского отделения Русского музыкального общества (1909). С 1848 учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). Работал органистом в соборах Парижа (1853—77), преподавал игру на фортепиано в школе Л. Нидермейера (1861—65, среди его учеников — Г. Форе, А. Мессаже). Один из организаторов Национального музыкального общества (1871). Концертировал во многих странах, в том числе в России (1875, 1887) как пианист и дирижёр (исполнял преимущественно собственные сочинения). Автор многочисленных произведений различных музыкальных жанров. Наиболее яркая область его творчества — инструментальная музыка, прежде всего симфоническая и концертно-виртуозная. В музыке С.-С. господствуют светлая лирика, благородная патетика. Среди сочинений выделяются: опера «Самсон и Далила» (1877, Веймар), 3-я симфония (с органом, 1886), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), 3-й концерт (1880) и «Интродукция и рондо каприччиозо» (1863) для скрипки и оркестра, 2-й, 4-й, 5-й фортепианный (1868, 1875,1896) и 2-й виолончельный (1902) концерты, фантазия для оркестра «Карнавал животных» (1886) и др. Обширно критическое наследие С.-С. Среди значительных работ — «Гармония и мелодия» (1885), «Портреты и воспоминания» (1899). Под редакцией С.-С. опубликовано Полн. собр. соч. Ф. Рамо, ряд опер К. В. Глюка и др.

    Лит.: Роллан Р., К. Сен-Санс, в его кн.: Музыканты наших дней, Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Кремлев Ю., К. Сен-Санс, М., 1970; Harding J., Saint-Saëns and his circle, L., [1965].

    К. Сен-Санс.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона