(итал. gruppetto)
вид мелодического украшения. См. Орнаментика.
нескл., ср. муз.
Мелодическое украшение, состоящее из чередования основного (украшаемого) звука с соседними (тремя, четырьмя) верхними или нижними вспомогательными.
[итал. gruppetto]
нескл. ср.
1.
Мелодическое украшение, состоящее из чередования основного - украшаемого - звука с соседними - верхним и нижним вспомогательными звуками; разновидность мелизма.
2.
Знак, которым обозначается в нотах такое украшение.
ГРУППЕТТО - см. Орнаментика.
группе́тто
см. Орнаментика.
* * *
ГРУППЕТТОГРУППЕ́ТТО, см. Орнаментика(см. ОРНАМЕНТИКА).
(итал. gruppetto, уменьшит. от gruppa, букв. - группа) - вид мелизма: мелодич. украшение, состоящее из 4 или 5 звуков и обозначаемое знаком со. В состав 5-звучного Г. входят основной (украшаемый) звук, верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и опять основной; в состав 4-звучного Г. - те же звуки, кроме первого или последнего. Если вспомогат. звук является альтериров. ступенью, то соответственно над или под Г. ставится знак альтерации. В случаях, когда знак Г. стоит над нотой, фигура начинается непосредственно с верхнего вспомогательного и исполняется за счёт осн. звука. Если знак Г. стоит между нотами, то фигура начинается с первого звука, к-рый считается основным (украшаемым) звуком. Г., находящееся между нотами одинаковой высоты, исполняется за счёт длительности первого звука; то же при звуках равной высоты и длительности. Если Г. стоит между звуками разл. высоты, но одинаковой длительности, оно исполняется за счёт обоих звуков.
Допускаются разл. варианты мелодич. и ритмич. расшифровки Г., отвечающие особенностям стиля муз. произведения и художеств. замыслу исполнителя.В классической музыке применялось также перечёркнутое Г. Фигура его начиналась с нижнего вспомогательного звука.
Литература: Юровский A., (Предисловие ред.), в сб.; Французская клавесинная музыка, М., 1934; то же, 1935; Bach К. Ph.E., Versuch ьber die wahre Art das Klavier zu spielen, Bd 1-2, B. 1753-62, Lpz., 1925; Beyschlag A., Die Ornamentik der Musik, Lpz., 1908, M953; Вrunold P., Traitй des signes et agrйments employйs par les clavecinistes franзais des XVII et XVIII siиcles, Lyon, 1925, Faksimile-Nachdr., hrsg von L. Hoffmann-Erbrecht, Lpz., 1957.В. А. Вахромеев.