Большая Советская энциклопедия

    Гауф (Hauff) Вильгельм (29.11.1802, Штутгарт, — 18.11.1827, там же), немецкий писатель-романтик. Изучал теологию в Тюбингенском университете (1820—24). Талант Х. ярко выразился в «Сказках для сыновей и дочерей образованных сословий» (3 альманаха, 1826—28), в которых органическое освоение восточной и национальной сказочной традиции соединилось с живым откликом на проблемы современности («История о маленьком Муке», «Холодное сердце» и др.). Новеллы Х. («Нищенка с Pont des Arts», 1826, и др.) и написанный в манере В. Скотта исторический роман «Лихтенштейн» (1826, рус. пер. 1887) сыграли определённую роль в становлении критического реализма в нем. литературе 19 в.

    Соч.: SämtlicheWerke. Hrsg. Von W. Scheller, Bd 1—4, Lpz., [1956]; в рус. пер. — Сказки, Иваново, 1959.

    Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Hofmann Н., W. Hauff, Fr./M., 1902.

    А. А. Гугнин.

    В. Хауф.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Ха́уф

    Гауф (Hauff) Вильгельм (1802, Штутгарт – 1827, там же), немецкий писатель. Сын чиновника высокого ранга, оказавшегося в тюрьме по обвинению в свободомыслии и рано умершего от последствий заключения. Окончил теологический ф-т евангелической коллегии в Тюбигене, но пастором не стал, предпочтя место домашнего учителя в аристократической семье. В годы учёбы был предводителем студенческой корпорации, прославился проделками и сочинением популярных песен, изданных позднее как «Военные и солдатские песни». Начало литературного творчества, повесть «Лунный человек» (1825) – пародия на расхожие литературные штампы популярных писателей. Эта линия была продолжена в пародийном романе «Выборки из мемуаров сатаны» (1826), написанном под сильным влиянием Э. Т. А. Гофмана. Роман «Лихтенштейн» (1826), действие которого происходит во время Крестьянской войны в Германии 16 в., стал одним из первых немецких исторических романов в духе В. Скотта. Славу Хауфу принесли сказки, издававшиеся в виде альманахов тремя выпусками: «Караван» (1826), «Александрийский шейх и его невольники» (1827) и посмертный «Харчевня в Шпессарте» (1828), в отличие от двух первых выдержанный не в восточном, а в народном немецком духе. Во всех сборниках есть свой сюжет, объединяющий составляющие их истории, – это ситуация рассказывания сказок: рассказчики выступают как действующие лица отдельных историй. Для отдельных сказок («Судьба Саида», «Сказка о фальшивом принце», «Холодное сердце») характерны намёки на современность, использование повествовательных принципов новеллы, но большинство – действительно классические сказки, иногда представляющие собой переработки известных сюжетов («Корабль-призрак»).

    Иллюстрация к сказке В. Хауфа «Маленький Мук». Художник В. Канивец. 1990-е гг.

    Иллюстрация к сказке В. Хауфа «Маленький Мук». Художник В. Канивец. 1990-е гг.

    Рано умерший Хауф оставил неравноценные произведения. Значение писателя как литератора, принадлежавшего к поколению поздних, или «младших», романтиков швабской школы, неоднократно оспаривалось литературной критикой, однако популярность Маленького Мука или Карлика Носа с годами лишь возрастала. В Германии писателю не только воздвигли памятники, но и построили по описанию из его романа замок Лихтенштейн, а в г. Ноенбурге есть музей сказки «Холодное сердце».

  3. Источник: Литературная энциклопедия