Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Этьен Pivert de Sénancour) — известный французский писатель (1770—1846). Предназначенный отцом против своей воли к духовной карьере, он — с тайной помощью матери — бежал в Швейцарию, где оставался довольно долго, тем более, что революция сделала его эмигрантом. Испытанное им влияние Руссо внушало ему особую любовь к швейцарской природе, соответствовавшей его меланхолическому настроению. Во время Директории он возвратился на родину, чтобы пером добывать средства к жизни, и с тех пор жил в Париже в полном одиночестве, работая в либеральных органах и составляя исторические учебники. При Людовике-Филиппе благодаря Тьеру и Вильмену ему была назначена пенсия. Первое произведение С. — "Rêveries sur la nature primitive de l'homme" (1790), по самому названию характерное для усердного ученика Руссо, представляет собою развитие излюбленной мысли женевского философа: идеал развития — в прошлом, в докультурном периоде, не столько даже в простоте первобытного строя, сколько в простоте первобытной души ("я хотел вернуть человека к его естественным привычкам, к простому и бесхитростному состоянию истинного счастия, состоянию, которое отнимет у него даже мысль о несчастиях"). Те же настроения нашли еще более яркое и определенное выражение в известном романе С., обеспечивающем ему непреходящее место в истории духовных движений XIX века. "Obermann" (1804) — рассказ о странном, но характерном для своего времени человеке, "который не знает, что он такое, что он любит и чего хочет; который томится без причины и стремится, не зная цели, скитаясь в бездне пространства и в бесконечной сутолоке страданий". Это — глубоко искренняя исповедь пессимиста-человеколюбца, безысходный и естественный удел которого — пассивные и грустные мечтания. При всем своем презрении к заурядному, обыденному делу он по слабости воли совершенно неспособен и к подвигу. Естественный выход из этого безотрадного мировоззрения — самоубийство, оправданием которого и заканчивается дневник Оберманна; но сам он не лишает себя жизни, а по примеру своего творца — с которого и списан — делается литератором. Наряду с Вертером и Рене Оберманн — один из типичнейших образов литературы и настроения "мировой скорби". Сначала роман обратил на себя внимание лишь небольшого кружка, но впоследствии о нем вспомнили: имя Сенанкура долго повторялось во Франции совместно с именами Оссиана и Вертера. "Оберманн" стал любимой книгой Сент-Бева, который совместно с Жорж-Занд много способствовал пробуждению к нему интереса в обществе. Через год после "Оберманна" появилось парадоксальное рассуждение С.: "De l'amour selon les lois primordiales et selon les convenances des sociétés modernes" (1805), вызвавшее оживленную полемику. После падения империи С. издал несколько политических брошюр: "Simples observations soumises au congrès de Vienne" (1814), "Lettre d'un habitant des Vosges sur M. Buonaparte, Chateaubriand, Grégoire" (1814); затем вышли "Observations sur le Génie du Christianisme" (1816), "Vocabulaire de simple vérité" (1821), "Résumé des traditions morales et religieuses chez tous les peuples" (1825; автор, назвавший Спасителя "юным мудрецом", был привлечен за это к суду по обвинению в оскорблении католической веры, обвинен судом исправительной полиции, но оправдан присяжными) и неудачный роман "Isabella" (1833). Литературное значение С. теперь считается настолько незначительным, что большинство новейших французских обзоров истории литературы (Лансон, Пелисье) обходят его имя молчанием; но ему отводится видное место в истории идей и общественных настроений начала XIX в. (напр. у Брандеса, "Litteratur des XIX J.", русск. перев. СПб., 1895, стр. 46 сл.; у Котляревского, "Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века", СПб., 1898). Ср. также Sainte-Beuve, предисл. к изд. "Оберманна" (1833), и "Portraits contemporains" (т. I); George Sand, предисл. к позднейшим изданиям "Оберманна" (1847, 1863).

    А. Г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Senancour)

    Этьенн Пивер де (5 или 6.11.1770, Париж, — 10.1.1846, Сен-Клу), французский писатель. Первое литературное произведение — «Альдомен» (1795, под псевдонимом Пивер). В 1804 опубликовал роман «Оберман. Письма, изданные г. Сенанкуром» — «исповедь души» одинокого мечтателя, разочарованного в обществе и себе. Почти незамеченное вначале произведение с расцветом романтизма стало настольной книгой. Им увлекались Ж. Санд, Ш. Нодье, Э. Делакруа, Ф. Лист. В 1833 роман переиздан с восторженным предисловием Ш. О. Сент-Бёва.

    Соч.: Oberman. Lettres publ. par М. Senancour, [P., 1965]; в рус. пер. — Оберман, предисл. С. Великовского, М., 1963.

    Лит.: Le Gall В., L'imaginaire chez Senancour, t. 1—2, P., [1966] (Diss.); Hommage a Senancour. Textes et lettres inedits, P., 1971 (есть лит.).

    М. А. Гольдман.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Сенанкур

    СЕНАНКУР Этьен Пивер (Etienne Pivert de Senancour, 1770—1846) — французский писатель. Р. в Париже, в семье крупного финансового чиновника, потерявшего состояние во время революции. Вопреки своему желанию предназначался отцом к духовной карьере и, чтобы избежать этого, скрылся в Швейцарии. Во время революции был по ошибке занесен в списки эмигрантов и смог вернуться на родину лишь при Директории. В 1799 вышло в свет его первое сочинение «Reveries sur la nature primitive de l’homme» (Мысли об исконной природе человека), написанное под влиянием идей Руссо и Бернардена де Сен-Пьера. Через пять лет появилось главное произведение С. «Obermann» (Оберман, 1804), прошедшее в то время малозамеченным. «Оберман» является психологическим романом в письмах, дающим законченный образ экзальтированного, разочарованного юноши, типичного романтика, снедаемого «мировой скорбью». Роман содержит много автобиографических черт. «Оберман» родственен «Рене» Шатобриана, но в последнем явственнее реакционная сущность героя; в отрицании мира Рене дошел до мизантропии, в то время как Оберман любит человечество и смутно надеется, что оно найдет путь к самоусовершенствованию. Сопоставление этих двух персонажей показывает различие аристократической и буржуазной реакции на революцию 1789. С. в значительной степени еще хранит традиции XVIIIв.; это сказалось в частности в его религиозом скептицизме (см. его возражения на «Дух христианства», опубликованные много позже — в 1816). В спорах о разводе, волновавших Францию в первое десятилетие XIXв., С. занял «левую» позицию, высказавшись за развод в своем парадоксальном рассуждении «De l’amour selon les lois primordiales et selon les convenances des societes modernes» (О любви с точки зрения естественных законов и современных условностей, 1805). В дальнейшем С. издал «Libres meditations d’un solitaire inconnu» (Независимые мысли безвестного отшельника, 1819), а также ради заработка написал целый ряд популярных книг и брошюр. Слава С. — запоздалая; около 1830 романтиками был заново «открыт» «Оберман». Успеху романа немало способствовали статьи Сент-Бёва и Ж.Санд. Возродившийся интерес к «Оберману» побудил С. написать второй роман «Isabelle» (Изабелла, 1833), к-рый однако был принят более холодно. В 1925 обнаружено и переиздано юношеское произведение С. « Aldomen ou le bonheur dans l’obscurite par le citoyen Pivert» («Альдомен или счастье в неизвестности», сочинение гражданина Пивера, 1795). Альдомен — прообраз Обермана.

    Творчество Т. типично для представителя французской крупной буржуазии, подготовившей революцию 1789, а затем испугавшейся ее размаха. С. не сумел найти правильного отношения к действительности и замкнулся в самом себе; отсюда его разочарование, неудовлетворенность, тоска и смутные надежды на всемирное обновление. Несмотря на то, что С. вошел в литературу в сущности как автор одного романа, его творчество наложило заметный отпечаток на всю романтическую школу как в области языка и стиля, так и в области тематики. С. по праву считается одним из крупнейших основоположников французского романтизма (наряду с Руссо, Шатобрианом и Бернарденом). В романах С. сказывается острое «чувство природы»; стиль его живописен, ярок, блестящ.Библиография:

    I. Sainte-BeuveC.A., Chateaubriand et son groupe litteraire, P., 1860; Его же, Portraits contemporains, t.I, P., 1846; SandG., Preface d’Obermann, P., 1863; LevalloisJ., Un precurseur, P., 1867; Allvar Saladin Tornudd, Senancour, Helsingfors, 1898; LasserreP., Le romantisme francais, P., 1907; MerlantJ., Senancour, Poete, penseur religieux et publiciste. Sa vie, son Ouvre..., P., 1907; MichautG., Senancour, ses amis et ses ennemis, P., 1909; PourtalesG., de, De Hamlet a Swann, P., 1924.

    II. MerlantJ., Bibliographie des Ouvres de Senancour, P., 1905.

  5. Источник: Литературная энциклопедия