Большая Советская энциклопедия

    Роом Абрам Матвеевич [р. 16(28).6.1894, Вильнюс], советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Член КПСС с 1949. Учился в Петроградском психоневрологическом институте; в Саратовском университете. Был режиссёром Показательного и Детского театров в Саратове (1919‒23), московского Театра Революции (1923‒24). В кино с 1924, первая режиссер работа ‒ «Что говорит „Мос⌠, сей отгадайте вопрос». Поставил фильмы: «Бухта смерти» (1925), «Предатель» (1926). «Привидение, которое не возвращается» (1930) ‒ одно из крупнейших произведений советского кино, в котором сурово обличалась ханжеская сущность мнимой буржуазной демократии. Современная тема нашла отражение в фильмах «Третья мещанская» (1927), «Ухабы» (1928), «Строгий юноша» (1934). В 1930 в сборнике «Звуковая сборная программа № 1» вышел первый звуковой (документальный) фильм Р. «План великих работ», снятый на звукозаписывающей аппаратуре инженера А. Ф. Шорина. Крупнейшая работа Р. в 40-е гг. ‒ фильм «Нашествие» (1945, по Л. М. Леонову). Осуществил ряд экранизаций: «Гранатовый браслет» (1965, по А. И. Куприну), «Цветы запоздалые» (1970, по А. П. Чехову), «Преждевременный человек» (1972, по пьесе М. Горького «Яков Богомолов»). В 1924‒34 преподавал во ВГИКе. Государственная премия СССР (1946, 1949). Награжден орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

    Лит.:

    Шкловский В., Роом. Жизнь и работа, [М.], 1929.

    Г. А. Шахов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РООМ Абрам Матвеевич (1894-1976) - российский кинорежиссер, народный артист России (1965). Фильмы: "Привидение, которое не возвращается" (1930), "Нашествие" (1945), "Суд чести" (1949), "Гранатовый браслет" (1965), "Преждевременный человек" (1973). Государственная премия СССР (1946, 1949).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ро́ом Абрам Матвеевич

    (1894—1976), кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1965). Искусство Роома отличается острым чувством современности, дискуссионной трактовкой моральных проблем. Фильмы: «Третья Мещанская» (1927), «Привидение, которое не возвращается» (1930), «Строгий юноша» (1936), «Нашествие» (1945), «Суд чести» (1949), «Гранатовый браслет» (1965), «Преждевременный человек» (1973). Государственная премия СССР (1946, 1949).

    * * *

    РООМ Абрам Матвеевич

    РО́ОМ Абрам Матвеевич (1894—1976), российский кинорежиссер, народный артист России (1965). Фильмы: «Третья мещанская» (1927), «Привидение, которое не возвращается» (1930), «Строгий юноша» (1937, на экраны не выпущен), «Нашествие» (1945), «Суд чести» (1949), «Гранатовый браслет» (1965), «Цветы запоздалые» (1969), «Преждевременный человек» (1973). Государственная премия СССР (1946, 1949).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РООМ Абрам Матвеевич (28.06.1894, Вильно — 26.07.1976, Москва), режиссер, сценарист, актер, композитор.

    Лауреат Государственных премий СССР (1946 — за фильм «Нашествие», 1949 — за фильм «Суд чести»); Народный артист РСФСР (1965).

    В 1914—1917 учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917—1922 — на медицинском факультете Саратовского университета.

    Параллельно учебе работал в Саратовском отделе искусств преподавателем, был ректором Саратовских высших государственных мастерских, режиссером в Показательном и Детском театрах. С 1923 — режиссер театра Революции в Москве, сорежиссер Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) по спектаклю «Озеро Люль». Режиссер и педагог Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925—1934 педагог ВГИКа, доцент. С 1924 — режиссер киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 — режиссер киностудии Украинфильм, с 1940 — «Мосфильм». Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело N306» (1956). Автор сценария фильма «Ветер» (1926), снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).

    Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом, прославленном поколении кинематографистов. Тогда в кинокритике бытовало такое определение: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), В. Пудовкин (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович), Л. Кулешов (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), Д. Вертов (см. ВЕРТОВ Дзига), А. Роом (см. РООМ Абрам Матвеевич)».

    Он создавал свое направление в кино. Главное — актер и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.

    Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов — «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается» — сделало его европейской кинознаменитостью. Его будут называть родоначальником эротического кино и считать одной из предтеч итальянского неореализма.

    Интерес режиссера к внутреннему, частному человеку, с его интимной жизнью, эротическими чувствами отдавало эстетической крамолой. К середине 1930-х она стала недопустимой. И потому подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический, непонятный, на 30 лет был похоронен в архиве фильм «Строгий юноша». Под таким прессом началась драматическая полоса длиною в 20 лет, когда он будет снимать только официально дозволенное, идеологически одобренное.

    Правда, и в этом прокрустовом ложе он, умный, недюжинный художник, порой умел создать большой роомовский фильм. Например, в кинотрагедию военных лет «Нашествие» (по пьесе Л. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович)). Но следующие за этим фильмы 40-х — начала 50-х годов дышат идеологическим верноподданичеством и мертвящим мастерством. Годы ранней оттепели обновления.

    И вдруг после неудач, забвения, семилетнего молчания наступил поздний ренессанс. Роому было 70, когда в 1964 году он снял «Гранатовый браслет». За Куприным последовал Бунин (не разрешенные к постановке «Солнечный удар» и «А вышло совсем, совсем другое»), за ним Чехов («Цветы запоздалые») и, наконец, М. Горький («Преждевременный человек» по пьесе «Яков Богомолов»). На это ушло 10 лет далеко не молодой жизни.

    Перечитав на экране своих самых любимых русских классиков, Роом создал цикл фильмов о любви, «посвященных музыке, величию женщины, красоте человеческого труда». Эта «песнь торжествующей любви» была и романтичной и эротичной, психологичной и бытоописательной.

    Просветленным и жизнеутверждающим оказался эпилог противоречивой и драматической судьбы режиссера. Так он вернулся к себе самому, в мир той этики и культуры, тех ценностей, которые его сформировали еще там, в золотом 19 веке.

    1924 ЧТО ГОВОРИТ «МОС», СЕЙ ОТГАДАЙТЕ ВОПРОС режиссер, автор сценария

    1926 БУХТА СМЕРТИ (см. БУХТА СМЕРТИ (1926)) режиссер

    1926 КРАСНАЯ ПРЕСНЯ режиссер

    1926 ПРЕДАТЕЛЬ режиссер

    1927 ПОЦЕЛУЙ МЭРИ ПИКФОРД («Король экрана») (см. ПОЦЕЛУЙ МЕРИ ПИКФОРД) актер

    1927 ТРЕТЬЯ МЕЩАНСКАЯ («Любовь втроем») режиссер, автор сценария

    1927 УХАБЫ («Ухабы жизни») автор сценария, режиссер

    1929 ПРИВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ("Пытка свободой", "Призрак") режиссер

    1930 ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА N1 (см. ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА 1) режиссер, автор сценария

    1930 МАНОМЕТР-1 («Прорыв на заводе», «Манометр») режиссер

    1931 МАНОМЕТР-2 (Ликвидация прорыва на заводе «Манометр») режиссер

    1936 СТРОГИЙ ЮНОША («Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») режиссер

    1939 ЭСКАДРИЛЬЯ N5 режиссер

    1940 ВЕТЕР С ВОСТОКА режиссер

    1942 ТОНЯ (первая новелла БКС "Наши девушки") режиссер

    1944 НАШЕСТВИЕ режиссер

    1948 СУД ЧЕСТИ режиссер

    1952 ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ режиссер

    1953 СЕРЕБРИСТАЯ ПЫЛЬ режиссер

    1956 ДЕЛО N306 (см. ДЕЛО НОМЕР ТРИСТА ШЕСТЬ) худ.рук.

    1956 СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ ВНОВЬ режиссер

    1957 НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ худ.рук.

    1964 ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ режиссер, автор сценария

    1969 ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ (см. ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ (1969)) автор сценария, режиссер, композитор

    1971 ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария, режиссер, композитор

    1977 ВРАГИ (см. ВРАГИ (1977)) автор сценария

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РООМ Абрам Матвеевич
    РООМ Абрам Матвеевич (1894-1976) - российский кинорежиссер, народный артист России (1965). Фильмы: "Привидение, которое не возвращается" (1930), "Нашествие" (1945), "Суд чести" (1949), "Гранатовый браслет" (1965), "Преждевременный человек" (1973). Государственная премия СССР (1946, 1949).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: