Большая Советская энциклопедия

    Плотников Николай Сергеевич [р. 24.10 (5.11).1897, Вязьма], русский советский актёр, народный артист СССР (1966). Член КПСС с 1954. Творческую деятельность начал в 1920 в труппе вяземского Народного театра. В 1922‒34 работал в 4-й студии МХАТ (позже Реалистический театр), одновременно в 1922‒26 учился в школе МХАТ. В 1934‒36 играл в Театре Революции, в 1936‒38 ‒ в Центральном театре Красной Армии, с 1938 актёр Театра им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона с успехом играет острохарактерные, комедийные роли. Создал также ряд мягких, глубоко психологических лирических образов. Исполнил роль В. И. Ленина («Человек с ружьем» Погодина). Среди театральных ролей: Шмага («Без вины виноватые» Островского), Труффальдино («Слуга двух господ» Гольдони), Маякин («Фома Гордеев» по Горькому), Сердюк («Иркутская история» Арбузова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и др. Снимается в кино ‒ Эдгар («Семья Оппенгейм», 1939), Кулак («Ленин в 1918 году», 1939), Синцов («Девять дней одного года», 1962); за роль Ниточкина («Твой современник», 1968) получил премию на Международном кинофестивале в Карлови-Вари (1968). В 1972 создан телевизионный фильм «Николай Сергеевич Плотников». Преподавал в 1935‒37 в актёрской школе Мосфильма, в 1937‒39 ‒ во ВГИКе, в 1932‒51 ‒ в ГИТИСе (с 1946 доцент). Государственная премия СССР (1947), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1970). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

    Е. А. Ходунова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЛОТНИКОВ Николай Сергеевич (1897-1979) - российский актер, педагог, народный артист СССР (1966). На сцене с 1920. С 1938 в Театре им. Вахтангова. Снимался в фильмах: "Девять дней одного года", "Твой современник" и др. Государственная премия СССР (1947).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Пло́тников Николай Сергеевич

    (1897—1979), актёр, педагог, народный артист СССР (1966). На сцене с 1920. С 1938 в Театре им. Вахтангова. Роли: Земляника («Ревизор» Н. В. Гоголя), Полоний («Гамлет» У. Шекспира), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) и др. Снимался в фильмах: «Девять дней одного года», «Твой современник» и др. Государственная премия СССР (1947).

    * * *

    ПЛОТНИКОВ Николай Сергеевич

    ПЛО́ТНИКОВ Николай Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1897, Вязьма — 2 февраля 1979, Москва], российский актер. Народный артист СССР (1966). Государственная премия СССР (1947).

    В 1922, приехав из Вязьмы в Москву, вступил в труппу Четвертой Студии МХАТ, переименованной впоследствии в Реалистический театр (этот период в его творчестве отмечен ролью Швейка), а в 1938 уже сложившимся мастером перешел в Вахтанговский театр, где в полную меру расцвел его недюжинный талант. Для Театра Вахтангова приход Плотникова, скорее, исключение, поскольку его труппа всегда формировалась из выпускников театрального училища при театре, тем не менее актер пришелся ко двору, восприняв основы вахтанговской школы.

    Каждая сценическая работа Плотникова отличалась своей завершенностью. Уж если он играл роль отрицательного персонажа, то находил для обрисовки своего персонажа такие краски, которые не оставляли сомнения, что перед зрителем законченный негодяй. Он умел создать внешне лаконичный образ, который благодаря мастерскому владению актером характерностью и тщательной проработке любой, самой незначительной детали, обретал характер социального типа. Так один за другим возникали на вахтанговской сцене болтун, демагог и приспособленец Крикун («Фронт» А. Е. Корнейчука, 1942), ловкий коварный «дипломат» Шуйский («Великий государь» В. Соловьева, 1945), злобный человек-машина Жавер («Отверженные» по роману В. Гюго,1950), безжалостный хищник, одеревеневший в своей самовлюбленности Тарас Маякин («Фома Гордеев» по роману М. Горького, 1956), льстивый царедворец и интриган Полоний («Гамлет» В. Шекспира, 1958) и др.

    Такой же завершенностью в обрисовке характера сценического персонажа отличались его работы в ролях комедийного плана. Таков его многообразный талант, такова широчайшая амплитуда его дарования, которому были подвластны многие драматургические жанры! Что же до комедии, то ирония и мягкий юмор шли рука об руку в его творчестве. Актер не испытывал недостатка в комедийных ролях. От Швейка в Реалистическом театре протянулась ниточка к вахтанговским Труффальдино («Слуга двух господ» К.Гольдони, 1943) прагматичному Лепорелло («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1959), по-мужицки грубоватому хитровану Деду Сливе («Стряпуха», 1959 и «Стряпуха замужем», 1961, А. Софронова), лукавому лицедею с императорским скипетром Домициану («Дион» Л. Зорина, 1965) и глубокомысленно изрекающему банальности сановнику Крутицкому, «дожившему до седых волос и сохранившему в неприкосновенности ум шестилетнего ребенка» («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1968 — лучшая роль актера в последнее десятилетие его жизни).

    Но Плотников не был бы выдающимся художником, не обладай он страстным гражданским темпераментом, не стремись узнать, понять и раскрыть характер своего современника. Так появились среди его персонажей образы, отмеченные необыкновенной душевностью и теплотой. Таков был его Сердюк («Иркутская история» А. Н. Арбузова, 1959) внешне сердитый но по существу добрейшей души человек, за плечами которого тяжелый жизненный путь. Таковыми были его мудрые старики: в театре — Камшатов («Коронация» Л. Зорина, 1969), в кино — Синцов («Девять дней одного года» режиссера М. И. Ромма,(см. РОММ Михаил Ильич) 1962) и Ниточкин («Твой современник» режиссера Ю. М. Райзмана(см. РАЙЗМАН Юлий Яковлевич), 1968). Раскрывая характеры этих своих персонажей, артист пытался философски осмыслить нравственную природу их глубочайшей человечности. Ничто человечье было им не чуждо, они были достоверны во всех своих проявлениях и заразительны в своем воинственном вызове судьбе, отмерившей им слишком малый жизненный срок. По существу, эти характеры стали итогом его человеческих раздумий и творческих исканий.

    Роли, сыгранные Плотниковым, особенно роли последних лет отмечены не только точным идейным решением и безошибочно точно найденным внешним рисунком, они являли собой ту основу, без которой произведение не могло бы существовать.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ПЛОТНИКОВ Николай Сергеевич (05.11.1897, город Вязьма, Смоленская область — 05.02.1979), актер.

    Лауреат Гос. премии СССР (1947, за роль Ермилова в фильме «Клятва»); Народный артист СССР (1966).

    Учился в школе-студии при МХАТ.

    С 1922 — актер Четвертой студии МХАТ, в 1933—1936 — Московского театра Революции, в 1936—1938 — Центрального театра Красной армии, с 1938 — академического театра им. Евг.Вахтангова. Педагог ГИТИС, ВГИК, актерской школы при киностудии «Мосфильм», профессор (1946). Сорежиссер фильма «Семья Оппенгейм».

    1933 ОДНА РАДОСТЬ

    1935 ВРАЖЬИ ТРОПЫ

    1936 ЗОРИ ПАРИЖА

    1936 ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

    1937 БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ

    1938 В ЛЮДЯХ

    1938 СЕМЬЯ ОППЕНГЕЙМ

    1939 ЛЕНИН В 1918 ГОДУ

    1939 МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

    1941 РОВНО В СЕМЬ (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N7») (см. РОВНО В СЕМЬ (новелла в киноальманахе "Боевой киносборник N7"))

    1944 СВАДЬБА (см. СВАДЬБА (1944))

    1946 БЕЛЫЙ КЛЫК

    1946 КЛЯТВА (см. КЛЯТВА (1946))

    1947 МАРИТЕ

    1949 АКАДЕМИК ИВАН ПАВЛОВ

    1949 ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА

    1949 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

    1954 ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ

    1956 ПРОЛОГ

    1959 ВАНЬКА (см. ВАНЬКА (1959))

    1961 ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА

    1967 ТВОЙ СОВРЕМЕННИК

    1968 УЛЫБНИСЬ СОСЕДУ

    1970 ЧАЙКА (см. ЧАЙКА (1970))

    1971 НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: