«Ионийская школа»

Ионийская школа в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ионийская школа»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    стихийно-материалистическое направление древнегреческой философии, возникшее и развившееся в ионийских колониях Греции в 6—4 вв. до н. э. Зародилась в г. Милет; её представители — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (милетская школа), ГераклитЭфесский. И. ш. принято противопоставлять пифагорейской, элейской и аттической школам. Одна из основных идей, впервые выдвинутых философами И. ш., — мысль о единстве всего сущего, о происхождении всех вещей из некоторого единого первоначала, которое понималось при этом как та или иная вещественная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) или как «беспредельное», из которого выделились основные противоположности тёплого и холодного (апейрон Анаксимандра). Сочинения представителей И. ш. написаны на ионическом диалекте, в отличие от аттического диалекта произведений Платона и Аристотеля.

    Лит.: Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966.

    А. О. Маковельский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ИОНИЙСКАЯ ШКО́ЛА

    материалистич. направление др.-греч. философии, возникшее и развившееся в ионийских колониях Греции в 6–4 вв. до н.э. Эта философия зародилась в богатом торг. городе Милете. Ее представителями являлись Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (см. также Милетская школа), Гераклит Эфесский. И. ш. принято противопоставлять пифагорейской, элейской и аттич. школам. Уже в древности в т.н. лит-ре преемств, устанавливавшей преемств. связь филос. учений, И. ш. противопоставлялась италийской, осн. Пифагором. Хотя Пифагор был иониец, но по своим филос. взглядам он не принадлежал к И. ш. Ксенофан Колофонский, иониец по происхождению, вначале продолжал линию ионийской философии, но впоследствии отошел от нее и стал основателем элейской школы. И. ш. была передовым направлением филос. мысли в Др. Греции. Ее представители, стоя на позициях стихийного материализма и наивной диалектики, вели борьбу с зарождающимся идеализмом и с религ. мифологией. Осн. задачей ионийской философии было познание природы и в первую очередь объяснение астрономич. и метеорологич. явлений. Главное направление развития И. ш. – переход от отождествления материи с к.-л. конкретным материальным первоначалом (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) к более обобщенному истолкованию материи как веществ. субстрата (апейрон Анаксимандра), а также все большее расчленение философии и разработка ее составных частей, в т.ч. и гносеологии. Соч. представителей И. ш. написаны на ионич. диалекте, в отличие от аттич. диалекта произведений Платона и Аристотеля.

    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 147; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25–80; то же, т. 1, М., 1957, с. 72–102; Целлер Э., Очерк истории греческой философии, М., 1913; Риттер Г., История философии древних времен, пер. с нем., ч 1, СПБ, 1859; его же, Geschichte der Jonischen Philosophie, В., 1821; Überweg-Heinze, Die Philosophie des Altertums, 12 Aufl., Β., 1926 (имеется библиогр.).

    А. Маковельский. Баку.

  3. Источник: Философская энциклопедия