«Руссо Жан Батист»

Руссо Жан Батист в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Руссо Жан Батист»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Rousseau) — французский поэт (1670—1741). Сын сапожника, ученик иезуитов, он рано начал писать стихи, привлекшие внимание Буало, пламенным поклонником которого был автор. Войдя в круг молодых прожигателей жизни из высшего общества, Р. получил известность непристойными стихами. Его драматические произведения не имели успеха. В 1712 г., за анонимные нападки на некоторых ученых, он был приговорен парламентом к изгнанию. С этого времени начинаются его скитания: сперва он жил в Швейцарии, затем Евгений Савойский взял его с собой в Вену; в Брюсселе он сошелся с Вольтером, но дружба их не замедлила перейти в яростную ненависть. Все просьбы Р. о пересмотре его процесса были тщетны, и он умер в изгнании. Духовные и светские оды Р. долго считались образцом классической лирики французов. Теперь он совершенно забыт, и даже история литературы уделяет ему весьма незначительное место наряду с другими представителями "поэзии без поэзии" первой половины XVIII в. — Тома, Лебрена, Лефран-де-Помпиньяна и других. Его поэтические переложения псалмов бесцветны, оды переполнены мифологическими образами, религиозное чувство не искренне и напыщенно. Послания и эпиграммы Р. весьма ядовиты. Самая известная его комедия — " Le flatteur". Сочинения Р. изданы Амаром (1820) и Латуром (1868).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Руссо (Rousseau) Жан Батист (6.4.1670 или 1671, Париж, ‒ 17.3.1741, Брюссель), французский поэт. Учился в иезуитском коллеже. Его первые литературные опыты одобрил Н. Буало. В 1712 за клевету на своих литературных соперников Р. был навсегда изгнан из Франции. Незаурядный версификатор, он прославился своими «Одами», разнообразными по темам и ритмам, и переложениями «Псалмов». Создал оригинальный поэтический жанр ‒ кантату (наиболее известна «Кантата о Цирцее»), писал послания в стихах, эпиграммы. Комедии Р. не имели успеха. Навязчивый аллегоризм и дидактичность сделали поэзию Р. олицетворением эпигонского классицизма и мишенью насмешек критиков-романтиков.

    Соч.: Œuvres complètes, t. 1‒5, P., 1795‒96: Œuvres, t. 1‒5, P., 1820; Œuvres lyriques, P., 1876; в рус. пер. ‒ На счастье, пер. Сумарокова и Ломоносова, СПБ, [б. г.].

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М. ‒ Л., 1946, с. 605; Sainte-Beuve Ch. Aug., Portraits littéraires, t. 1, P., 1862; Bottet J., Le bannissement de J. B. Rousseau, P., 1899; Grubbs Н. A., J.-B. Rousseau. His life and works, Princeton ‒ L., 1941.

    Л. Н. Токарев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.