Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Barrès) — известный французский писатель. Род. в 1862 г., в Эльзасе. Выступил в литературе в начале 80-х гг. с проповедью "культа личности" и славословием "свободного человека". В этом духе написана трилогия, носящая общее заглавие "Le Culte de moi" (1888—1891, 3 т.) и состоящая из трех романов: "Sous l'oeil des barbares", "L'Homme libre", "Le jardin de Berenice". "Свободным человеком" Б. называет того, кто отбросил все порабощающее: инстинкты, привычки, связь с прошлым, с семьей, с родиной. Тех, кто признает что-либо помимо собственного "я", он считает "варварами", чужими его душе. Нужно стать одиноким, чтобы жить в правде. Преодоление варварства должно совершаться не только относительно других людей, но и в самом себе. Только очистившись от всего инстинктивного и рабского, человек может дойти до высочайшего пафоса — до признания себя не чем-то обособленным, а "моментом бессмертного целого". В таком же духе прославления индивидуальной свободы и возмущения против всех ограничивающих личность законов и принципов, написан роман "L'Ennemi des Lois" (1892). В дальнейших своих произведениях ("Du Sang, de la volupté et de la mort", 1894, и др.) Б. воспевал утонченные эмоции. В период буланжизма Б. внезапно увлекся политикой и был избран в парламент, как буланжистский кандидат в 1889 г. В парламенте карьера его была неудачна и окончилась в 1893 г.; сам он объяснял ее своим дилетантизмом, стремлением испытывать самые разнообразные ощущения. К тому же периоду относится политическая пьеса Б. "Journée parlementaire" (1894), возбудившая скандал своими обличениями. От дилетантства в политике Б. перешел в последнее время к проповеди национальной энергии и сделался одним из столпов национализма. Забыв свое прежнее антисоциальное учение, Б. взывает к упавшей духом молодежи, чтобы воскресить в ней национальную энергию. Прежний декадент подчиняет теперь индивидуализм национальному принципу. В этом новом духе им написано три романа — "romans de l'énergie sociale". Первый из них, "Беспочвенники" ("Les Déracinés"), характерен уже самым своим заглавием, дающим формулу целого поколения. В этом романе Б. объясняет общественные невзгоды Франции крайней централизацией в управлении страной. Второй роман, "L'appel au Soldat", рассказывает историю буланжизма: бывший его приверженец определяет его как "сентиментальный фазис национализма". История буланжизма рассказана очень объективно и с холодной иронией. Третья часть трилогии: "Leurs figures" описывает Панамский процесс. Роман этот имеет мало связи с идейным замыслом трилогии, и обнаруживает только диалектический талант автора. Всего интереснее документальная сторона романа: Б. проявляет себя талантливым, хорошо осведомленным публицистом. Идейная и художественная сторона романа неудовлетворительна.

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Баррес (Barres) Морис (19.8.1862, Шарм, Вогезы, ‒ 4.12.1923, Нёйи-сюр-Сен), французский писатель. Член Французкой академии с 1906. Романы Б. «Под взглядом варваров» (1888), «Свободный человек» (1889), «Сад Беренисы»(1891), составляющие трилогию «Культ я», а также декадентская книга «О крови, страсти и смерти» (1894) отличались не только мистическим самоанализом, но и шовинизмом. Комедия «День в парламенте» (1894, рус. пер. «Изнанка», 1895) высмеивает парламентаризм. Книга «Враг законов» (1893) содержит реакционную критику социализма. В трилогии «Роман национальной энергии», состоящей из романов «Беспочвенные» (1897), «Призыв к оружию» (1900) и «Их лица» (1902), проводятся расистские идеи. Апологией католицизма проникнут роман «Вдохновенный холм» (1913). Б. пользовался известностью благодаря сарказму по адресу Третьей республики, хотя все его обличения носили резко антидемократический характер.

    Соч.: Mes cahiers, t. 1‒14, P., 1929‒51.

    Лит.: Рыкова Н., Современная французская литература, Л., 1939; История французской литературы, т. 3, М., 1959; Арагон Л., Баррес в наши дни. Собр. соч., т. 10, М., 1961; Lalou R., Maurice Barres, P., 1950; Domenach J.-M., Barres par luimeme, P., 1954; Zarach A., Bibliographic barresienne, 1881‒1948, P., 1951.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Barres, Maurice) (1862-1923), французский писатель и политический деятель. Родился 22 сентября 1862 в Шарме (Лотарингия). Лотарингское происхождение сыграло решающую роль в его литературном и политическом самоопределении. Его трилогия Культ "я", состоящая из романов Под взглядом варваров (Sous l'oeil des barbares, 1888), Свободный человек (Un Homme libre, 1889) и Сад Береники (Le Jardin de Brnice, 1891), написана под влиянием Э.Ренана и посвящена психологическим изысканиям. Хотя трилогия произвела впечатление на современников, Баррес вскоре обратился к проблемам нации, национальных и местных традиций. Этими размышлениями навеяна его вторая трилогия, Роман национальной энергии (Le Roman de l'nergie nationale), в которую входят Лишенные почвы (Les Dracins, 1897), Призыв к солдату (L'Appel au soldat, 1900) и Их лица (Leurs Figures, 1903). Среди поздних сочинений Барреса - Колетта Бодош (Colette Baudoche, 1909) и Одухотворенный холм (La Colline inspire, 1913). Деятельный политик-националист, Баррес в 1889 был избран депутатом от Нанси. Умер Баррес в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа, 5 декабря 1923.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    БАРРЕС Морис

    БАРРЕ́С (Barrеs) Морис (19 августа 1862, Шарм, Вогезы — 4 декабря 1923, Нейи-сюр-Сен), французский писатель и политический деятель. Член Французкой академии с 1906.

    Романы Барреса «Под взглядом варваров» (1888), «Свободный человек» (1889), «Сад Беренисы»(1891), составляющие трилогию «Культ я», а также декадентская книга «О крови, страсти и смерти» (1894) выделились мистическим самоанализом. Комедия «День в парламенте» (1894, русский перевод «Изнанка», 1895) высмеивает парламентаризм. Книга «Враг законов» (1893) содержит критику социализма. В трилогии «Роман национальной энергии», состоящей из романов «Беспочвенные» (1897), «Призыв к оружию» (1900) и «Их лица» (1902), проводятся расистские идеи. Апологией католицизма проникнут роман «Вдохновенный холм» (1913).

  7. Источник: Энциклопедический словарь