Словарь Брокгауза и Ефрона

    особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы могли представлять собой разные степени "мудрости" — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. — древний Восток; В. или маги появляются в качестве особого класса у мидян и персов [С филологической точки зрения, санскритскому mah соответствует древнезендское meg, mag, mug, клинописное magush, греческое μέγας, латинское magis, русское могучий. Господствующая идея — внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания.]. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не может быть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, например, ассиро-вавилонян. Магия или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии (см. Вавилония). Тамошние маги существенно отличались от жрецов; жертву богам, например, приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее В., маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб-маг, который, как и другие высшие чины, носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним из ближайших советников вавилонского царя (Иерем., XXXIX, 3 и 13). Сами В. разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писанных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Волхвы, занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами. Другой класс мудрецов (ашшафимы или мекашафимы) имел своей специальностью чтение заклинаний; третий класс (газеримы) вел запись различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты. Ассиро-вавилонские В. были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также были мудрецы или В.; их волхвование весьма близко напоминает собой подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона (Исход, VII, 8-12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян, сообразно с их более серьезным характером, и самые В. отличались большей серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян В. перешли и к персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. Из Персидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов (μάγοι) греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда весьма сомнительное значение. Самое слово маги сделалось, особенно впоследствии, синонимом всякого обмана и шарлатанства. У греческих писателей, впрочем, можно заметить значительные колебания в этом отношении. У Эсхила, например, оно просто означает племя, как и в свидетельстве Геродота, а у Софокла уже имеет укорительный смысл, встречаясь среди поносительных эпитетов, которые царь Эдип прилагает к фиванскому мудрецу Тиресию (Oed. Tyr., 387). Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской (Alcib., I, p. 122). Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей "Киропедии". По определению позднейшего лексикографа Свиды, магами назывались "у персов философы и богословы". В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр.

    От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, В. перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных В., как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное суеверие. Тацит называет мудрость восточных волхвов суеверием (magicae superstitiones), а Плиний видит в ней "пустоту" и "обман" (vanitates magicae, mendacia magica). Римские сатирики времен Империи бичуют как самих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, В. получали все больше и больше влияния в римском обществе. Во многих домах римской знати В. состояли на жалованье, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к В. В последующее время иные правители преследовали В., а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским В. и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиберий и Клавдий также издавали различные постановления касательно изгнания "математиков и магов", хотя известно, что лично Тиберий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми "стадами халдеев" (по саркастическому выражению Тацита). Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Веспасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Некоторые из восточных В., как, например, Аполлоний Тианский, приобретали громкую известность. Самое понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. В царствование Каракаллы В. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся их чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зверям. Александр Север относился к В. так благосклонно, что давал им государственное содержание. Диоклетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах. Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Это отношение к В. нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, послуживших основой последующего законодательства христианских народов.

    В истории В. нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим "пришли с востока В. и спрашивали, где родившийся царь иудейский (Матф., II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии — на это евангелист не дает никаких указаний.

    Но дальнейшее заявление этих В., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться (II, 2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.

    Около времени Рождества Христова, а именно в 747 году после основания Рима, на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. именно халдейских волхвов. В следующем году к этому сочетанию присоединился еще Марс, который еще более усилил необычайность всего явления. Волхвы, поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, "отошли в страну свою", возбудив тем крайнее раздражение Ирода (см. Вифлеемское избиение младенцев). О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их — Каспар, Мельхиор и Валтасар, и подробно описывает самую их наружность. В восточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников. Вследствие этого последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названия гостиниц.

    По литературе предмета, кроме специального исследования Ленормана о магии халдеев, можно указать на статьи в специальных словарях: Герцога, под словом Magier, Смита под словом Magi и др.

    А. Лопухин.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    жрецы в Древней Руси, служители языческого религиозного культа. В. приписывалось влияние на силы природы, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. смерти киевскому князю Олегу. С распространением христианства на Руси язычество и В. подверглись гонениям со стороны государства, чем объясняется участие В. в антифеодальных движениях (они возглавляли восстания крестьян и горожан в 11 в. в Суздале, Киеве, Белоозере).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВОЛХВЫ - название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ВОЛХВЫ, название в Древней Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями; иногда - восточных мудрецов, звездочетов.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Сексологическая энциклопедия

    жрецы-язычники Др. Руси, хранители традиций язычества в половой жизни. см.: промискуитет; Купала; крещение кумушек; Ярило.

  11. Источник: Сексологическая энциклопедия



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    magi

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн. (ед. волхв м.)

    magos m pl; hechiceros m pl; библ. Reyes Magos

    поклоне́ние волхво́в — adoración de los magos

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. мн.

    i Re magi

    поклонение волхвов — l'adorazine dei magi

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Энциклопедия Кольера

    ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).

    ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).

    маги, первоначально - жреческая каста в древнем Иране, игравшая особенно важную роль в зороастризме эпохи династии Сасанидов (226-640). В греко-римском мире магами называли тех, кто владел оккультными науками вавилонского или иного ближневосточного происхождения, отсюда обиходное употребление слов "магия" и "маг". Волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу (Мф 2:1-12) могли быть иудейскими или халдейскими астрологами: они "видели звезду Его на востоке". Позднейшие толкования превращают их в символ грядущего обращения язычников, а принесенные ими в дар золото, ладан и смирна становятся прообразом посвящения жизни, во всех ее проявлениях, Христу - в его полноте, человеческой и божественной. В христианском искусстве начиная с 4 в. их изображали в персидских одеждах, обычно троих (по числу даров). Легенды, восходящие к 6 в. и последующим векам, превращают их в трех восточных царей, носивших, согласно западной традиции, имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В искусстве позднего Средневековья и Возрождения их, как правило, изображали представителями разных возрастов и рас. Мощи волхвов, долгое время хранившиеся в Милане, были перенесены в Кельн в 1164, где вплоть до 18 в. рака Трех Царей привлекала паломников.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  19. Источник: Энциклопедия Кольера



  20. Энциклопедический словарь

    волхвы́

    в Древней Руси служители дохристианских культов, считавшиеся в народе чародеями. Возглавляли восстания в Суздале (1024), Новгороде (около 1071), Ростовской земле (около 1071). В древнерусской письменности волхвы — мудрецы, маги, звездочёты. Некоторые из них прославлялись за прозорливость (трое вохвов, поклонившихся новорождённому Христу в Вифлееме), другие порицались за волшебство и ересь (гностик Симон — волхв, живший в III в.).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Советская историческая энциклопедия

    др.-рус. название жрецов, служителей языческого религ. культа. В. приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. смерти кн. Олегу. С развитием феод. отношений и обострением клас. борьбы в 11 в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024), Киеве (1068), Белоозере и др., во главе к-рых стояли В., использовавшие их для борьбы с христ. религией. С распространением христианства на Руси язычество и В. подверглись гонениям со стороны гос-ва. Так, в 1227 в Новгороде были публично сожжены 4 В.

    Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Др. Русь, СПБ, 1914; Нидерле Л., Слав. древности, пер. с чеш.. М., 1956, с. 291-93; Тихомиров М. H., Крест. и гор. восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955.

  23. Источник: Советская историческая энциклопедия



  24. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    волхв’ы (Быт.41:8,24; Исх.7:11,22; Исх.8:7,18,19; 9,11; Лев.20:27; Чис.22:7; Чис.24:1; 4Цар.9:22; Дан.1:20; Мат.2:1,7,16; Деян.8:9,11; Деян.13:6,8) — как и волшебники, ворожеи, вопрошатели мертвых, вызыватели духов, гадатели, мудрецы, обаятели, проводящие своих детей через огонь, прорицатели, тайноведцы, халдеи и чародеи, являлись родом ученых людей или магов древности (в оригинале указанные названия встречаются в различном порядке и не всегда могут быть точно переведены). Многие из этих людей были жрецами при языческих храмах и некоторые из них действительно обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии (особенно среди персов и халдеев), но большинство из них уклонялось в волшебство и низкие спекуляции. Общение с ними и присутствие их среди народа Божиего было строго запрещено законом (Лев.19:31; Лев.20:27; Втор.18:9 -14), но Даниил в определенное время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан.5:11 ). Волхвы, приходившие с востока (из Аравии или Персии) поклониться родившемуся Спасителю, были несомненно ведомы Богом с помощью звезды, которую они все время видели перед собой (как видел ее и Валаам, Чис.24:17 ). (см. восток, ученость)

  25. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  26. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Мат.2:1 ) ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т.п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как например волхвы Египетские, упоминаемые во дни Иосифа и Моисея (Быт.41:8, Исх.7:11 ), Валаам у Мадианитян (Чис.22:23 ), волхвы и мудрецы Персидские, упоминаемые у Даниила (Дан.2:4 ), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие путь в Вифлеем на поклонение Богомладенцу Спасителю, (Мат.2:1,2), так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Впрочем с давних времен слова маги, волшебники, или волхвы, принимались и в дурную сторону, и с ними соединялись понятия о снотолкованиях, волшебстве, ворожбе и т.п. Таковы были волхвы Египетские, несколько подражавшие чудесам, совершенным Моисеем и Аароном и упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт.41:8, Исх.7:11 ). Против волшебства в свящ. Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в Ветхом, так и в Новом Завете (Лев.19:26,31, Лев.20:6,27, 1Цар.28:3,4-14, Деян.8:9,11, Деян.13:6,12, Деян.19:13,16).

  27. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: