Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Жан-Поль Marat, 1744-1793) — французский революционер; род. в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача; потеряв родителей, снискивал себе пропитание уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город; более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, сразу создавших ему многочисленных врогов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. В 1773 году он издал книгу: "De l'homme ou des principes et des lois de l'influence de l' âme sur le corps et du corps sur l'â me" (Амстердам), вовлекшую его в полемику с Вольтером; за ней последовала революц. брошюра "The chains of slavery" (Л., 1774; франц. изд. "Les cha î nes de l'esclavage", П., 1792 и сл.). К этому же времени относятся его естественно-научные труды, существеннейший недостаток которых — неимоверное высокомерие в отзывах о таких ученых как Ньютон, д'Аламбер, Лавуазье. Тем не менее в 1779 г. Франц. акад. наук, разобрав мемуар М. об огне, электричестве и др. явлениях, нашла, что опыты его новы, точны и успешны, метод оригинален. Франклин присутствовал при некоторых опытах М. и поддерживал с ним переписку. С 1779 по 1787 г. М. состоял врачом в придворном штате графа Артуа. В 1780 г. он представил на конкурс свой "Plan de l é gislation criminelle" (Невшатель, 1780), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены имп. Иосифом II. Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, М. проводит, между прочим, мысль, что "никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном". В 1789 г. он написал "Offrande à la patrie", "Tableau des vices de la constitution anglaise", составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать "Ami du peuple", выходивший с 12 сент. 1789 г. по самый день смерти М., под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причем М. с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национ. собрания. "Друг народа" много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него. Ожесточенный тон газеты вызвал против М. преследования. Он принужден был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы, один раз даже бежал в Англию — но эти гонения придали ему лишь еще больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников. В конце 1791 г. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: "Ecole du citoyen", но в апр. 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Нападения на него жирондистов, требовавших привлечения его к суду за подстрекательство к убийствам, вызвали в нем страшную к ним ненависть, тем более, что опять его печатные станки стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. 10-е авг. дало ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал к умерщвлению всех антиреволюционеров. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинция приглашалась последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал свое участие и называл сентябрьские события "несчастными"). Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и сделался главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им, в качестве президента якобинцев, воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает в недрах своих контрреволюцию. Несмотря на протесты Дантона, М. 14 апр. 1 793 г. был призван к суду за проповедь распущения собрания и призыв к убийству и грабежам; доказательства были взяты из разных №№ его газеты. Революционный трибунал, 24 апреля 1793 г., единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведен обратно в конвент. Теперь вся его деятельность устремилась на уничтожение жирондистов; он был одним из главных виновников их проскрипции. Сильно заболев от волнений, он не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны; во время одной из них, 13 июля 179 3 г., его поразил кинжал Шарлотты Корде (см. соотв. статью), в ту минуту, как он просматривал корректуру последнего своего журнала. 16 ноля 1793 г. его тело с большим торжеством было похоронено в саду клуба кордельеров; сердце его было вынуто и помещено в зале заседаний клуба. 21 сент. 1794 г. тело его было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III г. удалено из него; в тот же день бюст М. золотой молодежью был брошен в клоаку.

    Выдержки из сочинений М. напечатал Vermorel (" Œ uvres de Marat", 1869), подробную биографию написал Alfred Bougeart ("Marat", 1865; в приложении полная библиография трудов М.). См. еще Ch. Brunet, "Marat, dit l'Ami du peuple" (1862); Louis Combes, "Episodes et curiosit és révolutionnaires" (1872); Aulard, "L'éloquence parlementaire pendant la révolution française. Les orateurs de la Lé gislative et de la Convention" (П., 1885).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Marat)

    Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария, — 13.7.1793, Париж), деятель Великой французской революции, учёный, публицист. Поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 изучал естественные и философские науки в Бордо, Париже. Испытал идейное воздействие просветителей, главным образом — Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье. В 1765 переехал в Великобританию, где занимался естественными науками и медициной, имел врачебную практику. В 1769 вышла книга М. «Об одной глазной болезни», затем были опубликованы другие его работы по медицине и физике. В 1775 Эдинбургский университет присудил М. учёную степень доктора медицины. В том же году в Амстердаме появилась научно-философская работа М. «О человеке...», встреченная отрицательно Вольтером и Д. Дидро за её антиматериалистическую направленность. В 1774 было издано анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение М. «Цепи рабства», трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. Эти передовые идеи развиты М. в изданном в 1780 в Невшателе политико-юридическом произведении «План уголовного законодательства». С 1776 М. жил в Париже, где снискал известность врачебной практикой, а также научными исследованиями по физике.

    С началом революции М. оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. В брошюрах 1789 «Дар отечеству» и «Дополнения» он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии. На страницах газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов (См. Жирондисты), приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили М. в январе 1790 уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, скрывался, издавал газету в подполье (в декабре 1791 — апреле 1792 он снова находился в Великобритании).

    Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, М. разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. В 1792 был избран в Конвент. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, М. переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики» («Journal de la République française»), провозгласив в ней новый курс — забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 М. (вопреки праву неприкосновенности его как депутата), согласно постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент. М. и М. Робеспьер, возглавлявшие якобинцев (См. Якобинцы), руководили подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала М. активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура).Однако больной М. продолжал выпускать свою газету. Был убит Ш. Корде. Похороны М. превратились в грандиозную политическую манифестацию.

    Соч.: Les pamphlets. P., 1911; в русском переводе — Избранные произведения, т. 1—3, М., 1956; Письма 1776—1793, М., 1923.

    Лит.: Фридлянд Ц., Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Chevremont F., J. P. Marat, v. 1—2, P., 1880; Massin J., Marat, P., 1960.

    А. З. Манфред.

    Ж. П. Марат. Портрет работы Ж. Боз. Музей Карнавале. Париж.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МАРА́Т

    (Marat), Жан Поль (24 мая 1743 – 13 июля 1793) – деятель франц. бурж. революции конца 18 в., один из вождей якобинцев; мыслитель, занимавшийся медициной, физикой, философией, правом. Род. в швейц. г. Будри. В 1760 уехал за границу. С 1765 жил в Англии, а в 1776 поселился во Франции. С начала революции М. целиком отдался политич. борьбе, издавал газ. "Ami du peuple" ("Друг народа"), M. требовал углубления и развития революции в интересах нар. масс, разоблачал замыслы ее врагов, за что подвергался преследованиям и до падения монархии 10 авг. 1792 вынужден был порой скрываться в подполье. Выл депутатом Конвента. М. – один из гл. вдохновителей революц. выступления масс 31 мая – 2 июня 1793, к-рое привело к падению жирондистов и к установлению якобинской диктатуры. Был убит жирондисткой Шарлоттой Корде.

    В области естествознания М. выступал как сторонник опытной науки, нек-рые его работы по физике и медицине были удостоены премий Руанской и Дижонской академий. М. стремился поставить на науч. основу применение электричества в физике; оспаривал учение Ньютона о цветах.

    Филос. взгляды М., сложившиеся под влиянием картезианства и франц. просветит. философии 18 в., были непоследовательны. Как ученый-естествоиспытатель М. стихийно стоял на материалистич. позициях. В то же время он враждебно относился к материализму как филос. учению. Полемизируя с Гельвецием ("Филос. опыт о человеке" – "A philosophical essay on man", 1773, франц. пер.: "De l'homme, ou des principes et des loix de l'influence dé l'âme sur le corps, et du corps sur l'âme", 1775), M. считал, что человек состоит из двух различных субстанций – тела и души; душа оживляет тело; ее местопребывание – мозговая оболочка. Взаимодействие души и тела – несомненный факт, но его невозможно объяснить, т.к. человек не знает сущности вещей. Эти идеи М. встретили критику со стороны Дидро ("Элементы физиологии", Собр. соч., т. 2, 1935, гл. "Душа") и Вольтера (в рец. на книгу М. "De l'homme", см. Oeuvres complètes, nouv. éd., v. 30, P., 1880, p. 382–87). Непоследователен M. и в отношении к религии: он разоблачал ее как опору деспотизма ("Цепи рабства" – "The chains of slavery", 1774, франц. пер.: "Les chaînes de l'esclavage", 1793; гл. "О суеверии", "Двойственный союз между государями и духовенством", в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 137–143), но считал необходимым сохранить в виде гражд. религии. Пропаганду атеизма М. предлагал запретить ("План уголовного законодательства", М., 1951, с. 118–19, – "Plan de l'egislation criminelle", 1780, гл. "Об атеизме, ересях и расколе").

    Испытав сильное влияние Монтескьё и Руссо, М. продолжил разработку теоретич. основ бурж. революции. Считая, что гос-во возникло в результате насилия, М. обосновывал право народов на восстание против деспотизма и разработал тактику вооруж. восстания (см. "Цепи рабства", гл. "Напрасные усилия народа", в кн.: Избр. произв., т. 1, с. 143–55). М. выдвигал идею революц. диктатуры. Близко подходил М. к идее классовой борьбы, рассматривая историю как постоянную борьбу между богатыми и бедными; существующее законодательство М. критиковал за то, что оно служит интересам богатых (см. тамже, гл. "Об обязанности подчиняться законам", с. 35–44).

    Политич. идеи и революц. деятельность М. получили высокую оценку со стороны деятелей революц. и демократич. движения Франции (Бланки), Англии (О'Брайен, Гарни), Германии (Эвербек), России (Белинский) и др. стран. Реакц. и консервативные идеологи неоднократно пытались очернить М. (см., напр., S. L. Phippson, J. P. Marat..., 1924 и J. Castelneau, Marat, 1939). Значение деятельности М. принижается также и в более серьезных и объективных работах Готшалька (L. R. Gottschalk, J. P. Marat, l'ami du peuple, 1929) и Вальтера (G. Walter, Marat, 1933).

    Маркс, Энгельс и Ленин дали деятельности М. высокую оценку. Энгельс писал, что "... все яростные вопли и вся фальсификация истории, в силу которой в течение почти столетия был известен лишь совершенно искаженный облик Марата, объясняются только тем, что он безжалостно срывал маску с тогдашних кумиров – Лафайета, Байи и других, разоблачая в их лице уже законченных изменников революции, и тем еще, что... он не считал революцию завершенной, а хотел, чтобы она была признана непрерывной" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 20).

    Соч.: Oeuvres... recueillies et annotées par A. Vermorel, P., 1869; La correspondance, recueille et annotée par Ch. Vellay, P., 1908; Памфлеты, M.–Л., 1934.

    Лит.: Маркс К., Борьба якобинцев с жирондистами, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, М.–Л., 1929; Геритье, Политич. и социальные идеи М., СПБ, 1906; Кунов Г., Борьба классов и партий в Великой Франц. революции 1789–94 гг., 3 изд., М.–П., 1923, гл. 10; Степанов И., Ж.-П. М. и его борьба с контрреволюцией. 1743–1793 гг., 6 изд., М., 1924; Томилин С. Α., Ж.-П. М. как врач и естествоиспытатель, X., 1929; Τарле Е., Ж. П. Марат, друг народа, "Большевистская печать", 1936, No 12; Ольшевский Д., Марат, М., 1938; Maнфред А. З., Ж. П. М. и его произведения, в кн.: Марат Ж. П., Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 7–69; Герцензон Α. Α., Уголовно-правовая теория Ж. П. М., М., 1956; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 256–72; его же, Социальные и политич. взгляды М., в сб.: Из истории рабочего класса и революц. движения, М., 1958, с. 559–73; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Φридлянд Ц., Ж.-П. М. и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Bourgeart A., Marat, l'ami du peuple, t. 1–2, P., 1865; Chevremont Fr., J. P. Marat, t. 1–2, P., 1880; Cabanès Α., Marat inconnu, P., 1891; Bax E. В., J.-P. Marat, the people's friend, Boston–L., 1901; Compton P., Marat, L., 1935.

    В. Кузнецов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Marat), Жан Поль (24.V.1743 - 13.VII.1793) - деятель Великой франц. революции, ученый и публицист. Род. в г. Будри близ Невшателя (Швейцария) в небогатой семье учителя иностр. языков. 16 лет уехал во Францию, два года был воспитателем в доме негоцианта в Бордо; в 1762-65 занимался естеств. и филос. науками в Париже, испытал идейное воздействие просветительской мысли, в особенности Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескьё. В 1765 переехал в Великобританию, работал там в тех же областях науки, особенно много занимался медициной. Теоретич. и экспериментальные занятия медициной М. совмещал с практикой врача, принесшей ему известность. В 1769 вышла первая книга М. "Об одной глазной болезни", вслед за к-рой на протяжении ряда лет было опубликовано несколько работ М. по вопросам медицины и физики. В 1775 Эдинбургский ун-т присудил М. ученую степень доктора медицины. В эти же годы М. работал над большим естеств.-филос. сочинением "О человеке", вышедшем в 1775 в Амстердаме и встреченном отрицательно корифеями Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) за антиматериалистич. направленность его филос. части.

    М., уделяя гл. внимание медицине и физике, создавшим ему известность в науч. мире Европы, в то же время занимался и политич. проблемами. В 1774 в Лондоне было опубликовано анонимно на англ. языке его первое политич. сочинение "Цепи рабства", трактующее широкие вопросы борьбы с феод.-абсолютистским строем и доказывающее неизбежность революции. Эти передовые обществ. идеи были развиты М. в изданном в 1780 в Невштателе его политико-юридич. сочинении "План уголовного законодательства". Т. о., еще за 15-10 лет до начала Великой франц. революции М. определил свое место на левом крыле франц. Просвещения как последоват. революц. демократ.

    В 1776 М. возвратился в Париж и посвятил себя занятиям медициной и физикой. Росла его известность как ученого; это побудило его принять предложение занять должность президента Академии наук в Мадриде, однако противодействие парижских академич. кругов помешало осуществлению этого плана. М. остался в Париже, продолжая свои опыты в области физики, также работал как врач, пользующийся большой популярностью.

    С началом революции он оставил науч. занятия и целиком посвятил себя служению восставшему народу. В 1789 М. опубликовал брошюры "Дар отечеству" и "Дополнения", в к-рых ставит задачи объединения всех сил в борьбе против абсолютизма. С сент. 1789, выступая как редактор, автор и издатель, М. на собств. средства стал издавать газ. "Друг народа" - боевой орган революц. демократии; газета вскоре стала оказывать большое влияние на нар. массы. Секрет успеха "Друга народа" объяснялся не только лит. талантом М., но гл. обр. его политич. линией. М. последовательно отстаивал задачи развития демократич. и социального содержания революции, срывая маски с тех, кто, прикрываясь лживыми и лицемерными фразами, стремился затормозить дальнейшее развитие революции, превращаясь в консервативную, а затем и контрреволюц. силу. Проявляя замечат. революц. прозорливость, М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вел против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они еще были в зените славы. С такой же решительностью М. вел позднее борьбу против жирондистов, изобличая их двоедушие, половинчатость, приведшие их, в конце концов, к враждебным революции позициям. Подвергаясь не только травле в печати, но и преследованиям со стороны властей, М. в янв. 1790 уехал в Великобританию, по возвращении (май 1790) скрывался и издавал свою газету в подполье, в дек. 1791 вновь уехал в Великобританию, в апр. 1792 вернулся, но снова подвергся преследованиям и ушел в подполье.

    Уделяя преимуществ. внимание политич. вопросам, в решении к-рых М. выступал замечат. мастером революц. тактики, он, хотя и в меньшей мере, разрабатывал социальные проблемы революции, всегда твердо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этой мужеств. защитой интересов народа М. завоевал огромную популярность в массах, видевших в нем неустрашимого и бескорыстного борца за справедливые требования народа. На выборах 1792 в Конвент М. был избран от Парижа. В целях консолидации всех революц. сил для победы над интервентами М. в сент. 1792 переименовал газ. "Друг народа" в "Газету Французской Республики" и провозгласил в ней новый курс - забвение парт. разногласий и объединение во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апр. 1793, вопреки депутатской неприкосновенности М., жирондисты добились в Конвенте предания М. суду трибунала, завершившемуся полным его оправданием и триумфальным возвращением в Конвент. Вместе с М. Робеспьером и др. якобинскими вождями М. руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Болезнь М. помешала ему принять активное участие в деятельности Конвента и др. революц. органов после прихода якобинцев к власти. Однако, несмотря на болезнь, М. продолжал выпускать газету до момента, когда нож Ш. Корде оборвал его жизнь. Убийство М. было воспринято народом как огромное бедствие, и его похороны стали грандиозной политич. манифестацией.

    В дворянской и бурж. историографии имя М. подвергалось клеветнич. хуле. Даже в новейших бурж. спец. работах о М. (см., напр., L. Sidney Phipson, J. P. Marat, his career in England and France before the revolution, L., 1924) его ист. образ грубо фальсифицировался. Лучшей работой о М. было вышедшее в 1865 соч. А. Бужара, положительно принятое К. Марксом и Ф. Энгельсом, весьма высоко ценившими М. В науч. отношении наиболее основательной была биография М., написанная Т. Шевремоном. Ряд работ о М. создан сов. историографией. В 1956 вышли в СССР "Избр. произведения" М. (в 3 тт.), к-рые являются наиболее полным изданием сочинений М. не только в Сов. Союзе, но и во всем мире.

    Соч.: Les pamphlets de Marat, P., 1911; в рус. пер. - Избр. произведения, т. 1-3, М., 1956; Письма. 1776-1793, М., 1923.

    Лит.: Фридлянд Ц., Ж.-П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Волгин В. П., Марат, в его кн.: Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Салтановская Т. Г., Тактика Ж.-П. Марата в период деятельности Законодательного собрания..., в кн.: Французский ежегодник. 1959, М., 1961; Bougeart A., Marat, l'ami du peuple, v. 1-2, P., 1865; Chevremont F., J. P. Marat. Esprit politique, v. 1-2, P., 1880; Cabanés A., Marat inconnu. P., (1914); Gottschalk L. R., J. P. Marat, N. Y., 1927; Walter G., Marat, P., 1933; Massin J., Marat, P., 1960.

    A. З. Манфред. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Литературные герои

    МАРАТ (нем. Marat) - герой пьесы немецкого драматурга П.Вайса «Марат/Сад» (1964; полное название - «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное артиотческой труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада»). Прототип героя - Жан-Поль Марат (1743-1793), деятель французской революции. Он учился во Франции и Англии, с 1776 года в Париже снискал себе известность врачебной практикой и, по легенде, начал посылать во Французскую академию чертежи вечного двигателя, которые ему возвращали назад. В 1789 году примкнул к революционному движению и стал издавать газету «Друг народа». Марат расправился и с теми учеными, которые возвращали ему его чертежи, и со многими другими, которых считал противниками революции. В своей деятельности он опирался на неуправляемую, стихийную волю масс и сознательно подогревал в народе жестокие бунтарские настроения. Был сторонником казней и террора. В 1793 году вместе с Робеспьером организовал восстание, свергнувшее жиронду, но не успел принять участие в якобинской диктатуре, потому что заболел. Все его тело покрылось зудящими лишаями, и он вынужден был почти все время проводить в ванне, где и писал свои труды. 13 июля 1793 года, накануне 4-й годовщины взятия Бастилии, был убит Шарлоттой Корде ударом кинжала в сердце.

    Эта история легла в основу пьесы Вайса, воспользовавшегося фактами биографии сразу двух исторических личностей - революционера Марата и писателя де Сада. Вайс использует прием «театра в театре», привнося в свое произведение дух площадного представления. Художественная стилистика драмы складывается из элементов «театра абсурда», «театра жестокости», «документального театра». «Марат/Сад» шокирует и формой, и содержанием, и языком, весьма непристойным. Образ М. противоречив. Критикам он представлялся заключенным в больницу-тюрьму борцом за свободу. Его революционные монологи рассматривались как героические призывы к неповиновению и действию. Но М. и де Сад становятся своего рода двойниками: маркиз создал теорию насилия, М. применил ее на практике. В пьесе М. и его единомышленник Жак Ру - неисправимые «хроники»: первый, жалкое создание, лечится в ванне от лишаев и, преисполненный сознанием собственного величия, строчит параноические трактаты об отмщении; второй выкрикивает слова из этих трактатов, будучи одетым в смирительную рубашку. М. не похож ни на мученика, ни на героя. Его образ оттеняет трагическая фигура Шарлотты Корде, которую в представлении изображает сонная, уморенная лекарствами женщина. Именно ей автор дает заключительную реплику: «Я видела в каждом его манифесте призывы к ненависти и мести, а не к согласию и к добру».

    Пьеса имела сенсационный успех в постановке, осуществленной П.Бруком.

    Лит.: Haiduk Manfred. Der Dramatiker Peter Weiss. Berlin, 1969.

    М.Ю.Сорвина

  9. Источник: Литературные герои