Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Kunyw) — посад Опатовского у., Радомской губ., на р. Каменной левом прит. Вислы. Жит. 1663 (342 еврея). Разработка мелкозернистого песчаника, употребляемого для изящных построек.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Cunow)

    Генрих (11.4.1862, Шверин, — 26.8.1936, Берлин), один из теоретиков германской социал-демократии, историк, социолог, этнограф, публицист. Родился в бедной семье рабочего сцены. Был бухгалтером. Примкнув к социал-демократическому движению, сотрудничал в социал-демократической прессе; с 1902 член редколлегии «Форвертс» («Vorwarts»). В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист, после войны оставался на крайне правых позициях в социал-демократии. В 1917—23 редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт» («Die Neue Zeit») (сменил на этом посту центриста К. Каутского). В 1919—30 профессор Берлинского университета, в 1919—24 директор Музея народоведения. К. — автор многочисленных, в основном компилятивных, работ по истории первобытного общества, эклектически сочетавших некоторые положения марксизма с теориями, заимствованными из буржуазной этнографии «экономические направления». Работа К. «Теологическая или этнологическая история религии?» была переработана И. И. Скворцовым-Степановым и издана на русском языке под названием «Происхождение нашего бога» (1919, новое издание 1958). Общая концепция труда К., посвященного Великой французской революции (вышел в свет в 1908, в русском переводе — «Борьба классов и партий в Великой французской революции 1789—1794 гг.», 3 изд., 1923), направлена против буржуазного либерализма. Вместе с тем эта работа даёт неправильную оценку роли отдельных классов и партий и ряда проблем якобинской диктатуры.

    В более поздних работах предпринял попытку прямой ревизии многих положений марксизма. Социология в работах К. сближается с позитивистской эволюционной теорией, соединённой с экономическим материализмом. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен главный философский труд К. «Марксова теория исторического процесса общества и государства» (т. 1—2, 1920, русский перевод 2-го тома 1930). В 4-томном исследовании «История хозяйства» (1926 — 31, русский перевод 1-го тома — «Хозяйство первобытных и полукультурных народов», 1929) К. полностью игнорирует понятие социально-экономической формации. История в трактовке К. — это процесс постепенных социальных изменений, в которых «политические революции» будто бы не играют существ. роли.

    Соч. в рус. пер.: Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М. — Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    КУНОВ

    (Cunow), Генрих (11 апр. 1862 – 20 авг. 1936) – нем. историк, этнограф, социолог, правый социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стал открытым защитником герм. империализма, в 1917–23 – редактор (после К. Каутского) теоретич. органа с.-д. партии "Die Neue Zeit", в 1919 – проф. Берлинского ун-та, в 1919–24 – директор музея народоведения при ун-те. К. претендовал на роль "защитника" марксизма, но усматривал "противоречие" между социалистич. и революц. взглядами Маркса. "Марксистская" социология в работах К. сближается с позитивистской эволюц. теорией, соединенной с экономич. материализмом. Определяя коммунизм как строй, где "все принадлежит всем", К. в работах о первобытном обществе отрицал существование первобытного коммунизма как стадии развития человечества, ссылаясь на факты существования личной собственности производителя в нек-рых обществах на изготовленные им орудия труда, и находил на самых ранних этапах "ярко выраженную идею собственности". В работе "Марксова теория исторического процесса, общества и государства" ("Die Marxsche Geschichts-, Gesellschaftsund Staatstheorie", Bd 1–2, 1920–21, рус. пер., т. 2, 1930, с предисл. И. Альтера) К. извратил положения марксизма об обществе и гос-ве, о пролет. революции и диктатуре пролетариата. Идеи Маркса и Энгельса о гос-ве он считал продуктом не науч. объективности, а "чисто политической враждебности" к бурж. гос-ву; учение о диктатуре пролетариата противоречит, по К., "общей концепции" Маркса. К. отрывал развитие гос-ва от развития общества и расценивал нек-рое расширение хозяйств. функций бурж. гос-ва в конце 19 – нач. 20 вв. как начало превращения классового гос-ва в надклассовое. Тем самым, по К., отпадает необходимость в "политич. революции", к-рую он противопоставлял "революции социальной". Положение марксизма о возможности при определ. условиях мирного перехода к социализму К. трактовал в реформистском смысле, считая, что "социальная революция" возможна без "политич. революции". История, по К., – это процесс постепенных социальных изменений, в к-рых "политич. революции" не играют существ. роли. Производств. отношения пассивно отражают рост производит. сил; новые отношения постепенно вырастают из старых. Социальная революция, оторванная от преобразований в политич. надстройке, революционность к-рой К. игнорировал, в его изображении ничем не отличается от мирной эволюции. К. противопоставлял партию классу, выступал против включения в партийную программу положения о классовой борьбе, доказывал "нежизненность" малых гос-в, неизбежность поглощения их империалистич. державами, отвергая принцип нац. самоопределения.

    Книги К. по этнографии и особенно о возникновении религ. верований и истории религии, а также по истории нар. х-ва и этнографии содержат ценный фактич. материал. И. И. Скворцов-Степанов переделал книгу К. "Теологич. и этнологич. история религии?" ("Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte?", 1910) и издал ее под назв. "Происхождение нашего бога" (1919, нов. изд. 1958).

    Соч.: Социология и этнология, СПБ, 1905; Борьба классов и партий в Великой франц. революции 1789–1794 гг., 3 изд., М.–П., 1923; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923; Первобытная техника, 3 изд., М.–П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.–Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926; Wirtschaftsgeschichte, Bd l–3, В., 1926–1929; в рус. пер.: Всеобщая история хозяйства, т. 1, Хоз-во первобытных и полукультурных народов, М.–Л., 1929.

    Лит.: Ленин В. И., О лозунгах и о постановке думской и внедумской с.-д. работы, Соч., 4 изд., т. 17, с. 298; его же, Социалистич. революция и право наций на самоопределение, там же, т. 22, с. 140; его же, Империализм как высшая стадия капитализма, там же, с. 257; Каутский К., Марксова теория государства в освещении К., пер. с нем. (предисл. Л. Рудаша), М., 1924.

    А. Завадье. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Cunow), Генрих (11.IV.1862 - 20.VIII.1936) - нем. историк, социолог, этнограф; социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стоял на социал-шовинистских позициях, выступал за замену клас. сознания "национальным". Характеризуя взгляды Кунова, В. И. Ленин отмечал, что К. "...рассуждает аляповато и цинично: империализм есть современный капитализм; развитие капитализма неизбежно и прогрессивно;... значит, надо раболепствовать перед империализмом и славословить!" (Соч., т. 22, с. 257). В 1917-23 - редактор "Neue Zeit" (сменил на этом посту К. Каутского) и член редколлегии "Vorwärts". После Ноябрьской революции 1918 в Германии стал проф. Берлинского ун-та (1919-30), в 1919-24 - директор Музея народоведения. В 1933 эмигрировал во Францию.

    Нек-рые ранние произведения К. близки к марксизму. Работа К. "Die altperuanischen Dorf- und Markgenossenschaften", "Ausland", 1890, No 42-44, посвященная доказательству существования в Перу ко времени его завоевания исп. колонизаторами подобия маркового строя с периодич. переделами обработанной земли, была положительно отмечена Ф. Энгельсом. Гл. труд К. в области истории, посвященный франц. революции (вышел в свет в 1908), насыщен большим фактич. материалом, и его общая концепция направлена против бурж. либерализма. Но он содержит ошибки в оценке роли отдельных классов и партий, в освещении нек-рых проблем якобинской диктатуры. К. соглашается в этой работе с утверждениями буржуазных историков, будто господство якобинцев неизбежно должно было привести к термидору.

    Вышедшая в 1910 работа К. "Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte" была переработана Скворцовым-Степановым и издана под назв. "Происхождение нашего бога" (М., 1919, нов. изд., М., 1958).

    В более поздних работах К. предпринял попытку ревизии многих положений марксизма. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен гл. филос. труд К. "Die Marxsche Geschichts-, Gesellschafts- und Staatstheorie" (Bd 1-2, В., 1920; рус. пер. 2-го т. - "Марксова теория исторического процесса общества и государства", М.-Л., 1930). К. утверждает, будто гос-во лишь на ранних ступенях своего развития является органом клас. господства, в дальнейшем же становится надклассовым; начало превращения бурж. гос-ва в надклассовое К. связывает с нек-рым расширением его экономич. функций в кон. 19 - нач. 20 вв. Это послужило для К. теоретич. основой для совершенно несостоятельного вывода о возможности коренного преобразования общества без свержения власти капиталистов. Рассматривая историю как процесс социальной эволюции, К. отрицал необходимость политич. революции. К., в частности, выступал против включения в программу с.-д. партии положения о клас. борьбе, был противником принципа самоопределения наций. В своем четырехтомном исследовании "История хозяйства" (1926-34) К. полностью игнорирует понятие экономич. формации, заменяя его терминами "формы хозяйства", "ступени хозяйственного развития" и т. п.

    Соч. (кроме указ. в ст.): Allgemeine Wirtschaftsgeschichte, Bd 1-3, В., 1926-29; в рус. пер. - Всеобщая история хозяйства, т. 1 - Х-во первобытных и полукультурных народов, М.-Л., 1929; Борьба классов и партий в Великой Французской революции 1789-1794 гг., 3 изд., М. - П., 1923; Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Первобытная техника, 3 изд., М. - П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.

    М. И. Михайлов, Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия