Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Gallait) — главный основатель бельгийской исторической живописи и вообще один из самых крупных исторических живописцев новейшего времени; родился в 1810 г. от очень бедных родителей, которые, несмотря на выказанные им с детства артистические способности, пустили его по юридической дороге. Однако влечение к искусству было в нем столь сильно, что он, уже будучи адвокатом, бросил эту профессию, решил посвятить себя живописи и поступил в ученики Академии художеств своего родного города. Тогдашний директор этого заведения, Геннекен, был ярый последователь школы Давида; но это не помешало ему оценить самобытный талант Г. и способствовать его самобытному развитию. В 1831 г. молодой художник выставил первую свою серьезную картину, написанную еще совсем в академическом стиле, на тему: "Воздадите Кесарево Кесареви, а Божие Богови", и хотя получил за эту работу первостепенную награду, однако завистники распространили слух, что она исполнена не его, а чужими руками. Тогда Геннекен посоветовал своему ученику, во избежание неблагоприятных для него толков, перебраться в Антверпен. Здесь, после прилежного изучения и копирования шедевров Рубенса и Ван Дейка, Г. исполнил, в 1833 г., в pendant к первому своему произведению, картину: "Христос исцеляет слепца" (находится в соборе Турнэ) и ею приобрел средства для поездки в Париж. Прибыв туда весною 1834 г., он принялся усердно копировать картины великих мастеров в Луврском музее, делать этюды с натуры, рисовать и писать собственные композиции. К первой поре его парижских занятий относится картина: "Герцог Альба в Нидерландах". Вскоре общность художественных взглядов и стремлений сблизила Г. с П. Деларошем, преобразователем французской исторической живописи, и с той поры, поддерживаемый и поощряемый своим новым другом, Г. пошел от ycпеxa к успеху. "Иов и его друзья", "Мишель Монтань у Тассо в темнице", "Битва под Монкаселем, при Людовике XIV" (находится в Версальском историческом музее), "Покорение Антиохии Готфридом Бульонским" — каждая из этих картин, следовавших одна за другою, увеличивала известность Г. Но громкую всесветную славу приобрел он тогда, когда окончил, в 1841 г., заказанную ему бельгийским правительством картину: "Отречение Карла V от престола" (находится в Брюссельском музее). Это произведение разом поставило художника во главе бельгийской исторической живописи и привлекло к нему толпу подражателей и последователей. С триумфом объехало оно половину Европы, повсюду возбуждая восторг и удивление. Такое отношение художественного миpa к картине было вполне законно: даже теперь она поражает глубиною концепции, оригинальностью композиции, силою драматизма, мастерством техники и энергией колорита, как нельзя более соответствующей содержанию изображенной сцены. За это произведение Г. получил от бельгийского короля орден Леопольда, от французского правительства орден Почетного Легиона, а от города Брюсселя — выбитую в его честь золотую медаль. После этого он поселился в Брюсселе и в течение нескольких лет писал только портреты и небольшие жанровые сцены. Но в 1848 г. явилась вторая капитальная его картина: "Последние минуты графа Эгмонта" (находится в Берлинской национальной галерее; повторение, в малом виде, в Кушелевской галерее Петербургской академии художеств), в техническом отношении превосходящая даже первую. Написав, по случаю художественного праздника (1850 г.) в Брюсселе, большой и многофигурный плафон: "Триумф гения" и почти одновременно с ним прекрасную жанровую картину: "Сломанный смычок", Т. явился на брюссельской выставке 1851 г. с третьим знаменитым произведением своим: "Брюссельские стрелки отдают последние почести обезглавленным графу Эгмонту и Горну" (находится в музее Турнэ), снова приведшим всех в восторг своим драматическим содержанием, силою экспрессии, характерностью действующих лиц и великолепием техники. Но это был последний из трудов художника, выказавших всю глубину его таланта: все, что произвел он после того, хотя имеет более или менее серьезные достоинства, но уже не может быть поставлено на один уровень с вышеупомянутыми тремя шедеврами. Такими второстепенными картинами надо признать, напр., "Славонца" (в Кушелевской галерее в С.-Петербурге), "Отдыхающую цыганку с ребенком", "Безумную королеву Иоанну при гробе ее супруга" (1856 г., находятся в Брюссельском музее), "Портрет папы Пия IX" (1861), "Чуму в Турнэ" (1862), "Приговор герцога Альбы" (1863) и проч. Чувствуя сам, что талант его увядает, Г., с середины 1860-х годов, писал уже очень мало, и являлся перед публикою только с портретами, которые, однако, значительно уступали подобным его работам прежнего времени. умер в 1887 г.

    А. Сомов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Галле(Gallait) Луи (10.3.1810, Турне, — 20.11.1887, Брюссель), бельгийский живописец. Романтические картины Г. на темы истории Бельгии («Последние минуты графа Эгмонта», 1848, Эрмитаж, Ленинград; «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна»-, 1851, Музей изящных искусств, Турне), отразившие идеи буржуазного национально-освободительного движения, проникнуты драматизмом и мужеств, суровостью, но не свободны от черт академизма. К героическим образам Г. тяготел и в жанровой живописи («Семья рыбака», 1848 и 1855, «Славонец», 1854, Эрмитаж).

    Лит.: Асаевич К. Ф., Картины Луи Галле в собрании Эрмитажа, в кн.: Западноевропейское искусство, М., 1956 (Труды Гос. Эрмитажа, т. 1).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    и Горна". 1851.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Галле́ Луи

    (Gallait) (1810—1887), бельгийский живописец. Основоположник национальной школы исторической живописи, создал отмеченные драматизмом и романтической мужественностью картины на темы Нидерландской революции («Последние минуты графа Эгмонта», 1848), монументализированные жанровые композиции.

  7. Источник: Энциклопедический словарь