Большая Советская энциклопедия

    Огарёв Николай Платонович [24.11(6.12).1813 ‒ 31.5(12.6).1877], русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг О. и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 О. вместе с некоторыми др. участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В. Г. Белинским. 1841‒46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию.

    Мировоззрение О. складывалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западно-европейского утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, О. критически воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и пришёл к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом стоял во главе формирующегося революционно-демократического направления. Более глубокое проникновение О. в конце 40-х гг. в экономические условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения Революции 1848 западно-европейского утопического социализма привели его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим в России строем.

    Поселившись в Лондоне, О. присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания «Колокола» (1857‒67), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория «русского социализма», выдвинутая Герценом, получила в статьях О. дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории России от истории западно-европейских народов он видел в сохранении в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не затронутых государством, возникшим, по мнению О., лишь из-за необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая существования в России феодализма, О. считал, что принцип частной помещичьей собственности на землю, как и государственное устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в русскую жизнь Петром I. О. выступал за создание па основе общинного строя народного демократического государства, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. «Записка о тайном обществе», написанная О., содержала развёрнутый план организации общественных сил в целях коренного преобразования социального и политического строя России. В статьях и прокламациях О. развивал идею крестьянской революции, как организованного, сознательного, руководимого действия. О. энергично поддерживал Польское восстание 1863‒64. В конце 50-х ‒ начале 60-х гг. О. участвовал в подготовке и создании общества «Земля и воля». В целях прямой пропаганды в народе Герцен и О. создали газету «Общее вече» (1862).

    С переводом Вольной русской типографии в 1865 из Лондона в Женеву О. переселился в Швейцарию. В 1869‒70 участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева, а также в нечаевском «Колоколе». Итоги своих теоретических исканий О. подвёл в «Ответах на ст. Герцена ⌠Между старичками■ и на брошюру Бакунина ⌠Постановка революционного вопроса■» (1869). Признавая внутренюю необходимость и закономерность исторического процесса, О. решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её экономических предпосылок, что отражало углубление народнических тенденций в его социалистических воззрениях.

    Романтическая лирика О. первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира. Пессимистические черты лирики О. выразились в цикле «Монологи» (1844‒47). Однако они содержали не только «гамлетовские» мотивы, но и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики О. характерны также публицистические тенденции. Поэма «Юмор» (ч. 1‒2, 1840‒ 1841, опубликована в 1857 в Лондоне; ч. 3, 1867‒1868, опубликована в «Полярной звезде» за 1869 год) занимает центральное место в поэтическом наследстве О. В ней сочетаются лирический монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политической сатирой. В эмиграции поэзия О. стала частью его революционной борьбы. В литературно-критических работах он обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об искусстве и литературе О. пропагандировал идеи реализма.

    В 1873 О. вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни сблизился с П. Л. Лавровым. Умер в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах О. перевезён в Москву на Новодевичье кладбище.

    Соч.: Стихотворения, т. 1‒2, М., 1904; Избранные социально-политические и философские произведения, т. 1‒2, М., 1952‒56; Избранные произведения, т. 1‒2, М., 1956; Стихотворения и поэмы, Л., 1961.

    Лит.: Ленин В. И., Памяти Герцена, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 25; Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч., т. 8‒11, М., 1956‒57; Иовчук М. Т., Философские и социологические взгляды Н. П. Огарева, М., 1957; Путинцев В. А., Н. П. Огарев. Жизнь, мировоззрение, творчество, М., 1963; Линков Я. И., Революционная борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество «Земля и воля» 1860-х гг., М., 1964; Рудницкая Е. Л., Н. П. Огарев в русском революционном движении, М., 1969; Тараканов Н. Г., Н. П. Огарев. Эволюция философских взглядов, М., 1974.

    Е. Л. Рудницкая.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ОГАРЕВ Николай Платонович (1813-77) - революционер, поэт, публицист, революционер. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском университете, в 1834-39 в ссылке. С 1856 эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор и соредактор "Колокола". Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе "русского социализма". Участник подготовки и создания революционного общества "Земля и воля" (1861-62), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869-70). Романтическая лирика, поэмы, в т. ч. "Юмор" (ч. 1-3, опубликована 1857-69). Умер в Гринвиче близ Лондона, в 1966 прах перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Огарёв Николай Платонович

    (1813—1877), революционер, поэт, публицист. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском университете, в 1834—39 в ссылке. С 1856 эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор и соредактор журнала «Колокол». Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе «русского Социализма». Участник подготовки и создания революционного общества «Земля и воля» (1861—62), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869—1870). Романтическая лирика, поэмы, в том числе «Юмор» (чч. 1—3, опубликована в 1857—69). Умер в Гринвиче, близ Лондона; в 1966 прах перевезён в Москву на Новодевичье кладбище.

    * * *

    ОГАРЕВ Николай Платонович

    ОГАРЕВ Николай Платонович (1813—1877), российский революционер, поэт, публицист. Друг и соратник А. И. Герцена(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович).

    В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском университете. В 1834—1839 в ссылке. С 1856 эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии(см. ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ТИПОГРАФИЯ) в Лондоне, инициатор и соредактор «Колокола».(см. КОЛОКОЛ (газета)) Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе «русского социализма». Участник подготовки и создания революционного общества «Земля и воля(см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (тайное общество))» (1861—1862), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева(см. НЕЧАЕВ Сергей Геннадиевич) (1869—1870). Романтическая лирика, поэмы, в т. ч. «Юмор» (ч. 1—3, опубликована 1857—1869). Умер в Гринвиче близ Лондона, в 1966 прах перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ОГАРЁВ Николай Платонович (1813—77), рус. поэт, публицист, революц. деятель. Одновременно с Л. (1830—32) учился в Моск. ун-те, где вместе с А. И. Герценом руководил революц. студенч. кружком; имел с Л. близких общих знакомых (А. Д. Закревский), однако знаком с ним не был. В 1838, почти одновременно с Л., совершил поездку на Кавказ, где вошел в круг ссыльных декабристов, также общий с Л. (А. Е. Розен, В. Н. Лихарев, М. М. Нарышкин, Н. И. Лорер, М. А. Назимов); как и Л., О. особенно сблизился с А. И. Одоевским, к-рого впоследствии характеризовал в своих воспоминаниях строками из стих. Л. «Памяти А. И. Одоевского». Уже в 1837 О. становится известно стих. «Смерть поэта», под влиянием к-рого написано его собств. стих. «На смерть поэта» (сент. 1837). В 1840 начинает, наряду с Л., печататься в «ОЗ». В письмах О. 1841—42 встречаются цитаты из Л. («И скучно и грустно» и др.); в 1841 в письме к Т. Н. Грановскому он называет «превосходными» стихи Л. «на прах Наполеона» (т.е. «Последнее новоселье»); в 1842 в письме к жене восторженно отзывается о «Сказке для детей» («Это просто роскошь...Может быть — самая лучшая пьеса Лермонтова»). В 1841 дает в поэме «Юмор» характеристику Л. как первого поэта послепушкинской эпохи. Узнав в 1842 о гибели Л., О. откликнулся стих. «На смерть Л[ермонтова]», проникнутым ощущением великой нац. утраты. Возражая П. В. Анненкову, ставившему поэзию Ф. И. Тютчева выше лермонтовской, О. в письме 9 февр. 1854 утверждает, что Л. превосходит Тютчева оригинальностью и «по мысли много выше» (в кн.: П. В. Анненков и его друзья. Лит. воспоминания и переписка 1835—85, СПБ, 1892, с. 642).

    Н. П. Огарев. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1830-е гг.

    К проблеме историч. значения поэта О. обратился уже в эмиграции. В предисл. к сб. «Русская потаенная литература XIX столетия» (1861) он рассматривает Л. как поэта эпохи безвременья и политич. угнетения; поэзия Л. выразила «напряженную трагичность этого положения». Под этим углом зрения О. анализирует общий пессимистич. колорит творчества Л., темы и образы его поэзии («гордое и мрачное уединение», тему побега из своей среды и т.д.). Мысль о губительном воздействии на Л. обществ. среды, сделавшей из него «лишнего человека», ожесточенного и испытывающего постоянно «бесполезное страдание», О. проводит и в неоконченной ст. «С утра до ночи» (1872—73), отмечая силу воздействия Л. на современников («всякий находил в нем свой отголосок»). Общая его оценка творчества Л. продолжает оставаться очень высокой; ему «трудно оторваться» от стихов Л., и он ни в ком не находит «такого поэтически, лирически настроенного мозга». О. отмечал «необычайную силу» языка Л.-прозаика; «Героя нашего времени» он называл поэмой, где «самая проза звучит как стих».Воздействие Л. на поэзию О. многообразно. Реминисценции из Л., а иногда и следы прямого влияния есть в стих. О. «Прощание с краем, откуда я не уезжал» (1840; ср. «Благодарность» Л.), в поэме «Ночь» (1857; ср. «Выхожу один я на дорогу») и др. Гораздо более значительна типологич. общность поэзии Л. и О., обусловленная общностью социально-психологич. среды, а также сходством отд. биографич. ситуаций. В творчестве О. возник близкий лермонтовскому тип лирич. героя, отчужденного от общества, рефлектирующего, с «глубоко-грустным» взглядом на жизнь. В стихах О. обнаруживается, вне прямой зависимости от Л., ряд аналогичных Л. поэтич. тем и жанров (элегически окрашенная тема детства, поэтич. исповедь и пр.). О. использовал тексты Л. в сатирич. целях: «Царские указы» (1869) и «Песня русской няньки у постели барского ребенка» (1871) — пародийное переосмысление стих. Л. «Есть речи — значенье» и «Казачья колыбельная песня». В 1876—77 О. перевел на англ. яз. стих. «И скучно и грустно». Написал неск. романсов на стихи Л. («Тучи», «Песня золотой рыбки», «Есть речи — значенье», «Выхожу один я на дорогу», «Русалка»).Соч. Избр. произв., т. 1—2, М., 1956; Стих. и поэмы, Л., 1956; Письма к жене, в кн.: Гершензон М., Образы прошлого, М., 1912, с. 374, 462, 498; Письмо Т. Н. Грановскому, в кн.: Звенья, сб. 1, М. — Л., 1932, с. 101; Три романса на слова М. Ю. Л. для голоса с фортепиано, М. — Л., 1943.Лит.: Розанов И. (1), с. 240—42; Розанов И. (2), с. 465—66; Розанов И. (4), с. 783, 790—93; Семенов (6), с. 210—27; Бродский (5), с. 294—96; Аскарянц А. В. (сост.), Описание рукописей Н. П. Огарева, М., 1952 (см. по указат.); Киселев В. А., Н. П. Огарев — музыкант, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, М., 1956; Эстрина М. И., Раннее творчество Н. П. Огарева, М., «Уч. зап. Выборг. пед. ин-та», 1957, т. 1, в. 1, с. 139—65; Птушкина И. Г. и Путинцев В. А., Герцен и Огарев — критики, в кн.: История рус. критики, т. 1, М. — Л., 1958, с. 573—74; Ленина Л. И., Нек-рые особенности реализма стих. М. Ю. Л., посв. Н. Ф. Ивановой, и «Buch der Liebe» Н. Огарева, в кн.: Проблемы реализма в рус. и заруб. лит-рах. Тезисы докладов..., [Вологда], 1965, с. 11—12; ее же, Огарев и Л., «РЛ», 1968, № 2, с. 180—92; Дмитрук Е. Я., Огарев о Л., в кн.: Вопросы рус. лит-ры, в. 3, Львов, 1969, 11—17.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: