Большая Советская энциклопедия

    I

    Буонарро́ти (Buonarroti)

    Микеланджело, итальянский художник 16 в.; см. Микеланджело.

    II

    Буонарро́ти (Buonarroti)

    Филиппе Микеле (11.11.1761, Пиза, — 17.9.1837, Париж), деятель революционного движения во Франции и в Италии конца 18 — начале 19 вв., коммунист-утопист, соратник Г. Бабёфа и пропагандист его идей. Родился в старинной итальянской аристократической семье. Горячий приверженец идей Ж. Ж. Руссо, Б. с началом Великой французской революции (См. Великая французская революция) переехал на Корсику, где вёл активную борьбу против сторонников отделения её от Франции. В 1793 Конвентприсвоил Б. за революционной заслуги французское гражданство. Решительный и твёрдый якобинец, Б. безоговорочно поддерживал М. Робеспьера. В марте 1795 Б. был арестован термидорианскими властями. В тюрьме познакомился с Бабёфом и проникся его коммунистическими убеждениями. После амнистии 1795 Б. стал председателем клуба «Пантеон» и одним из руководителей движения «во имя равенства», членом бабувистской «тайной повстанческой директории». Арестованный вместе с Бабёфом, Б. был приговорён (1797) к тюремному заключению, замененному ссылкой (1800). В 1806—30, находясь в Женеве и Брюсселе, Б. продолжал свою революционную деятельность. В 20—30-е гг. Б. был, по-видимому, одним из руководителей нескольких тайных революционных организаций, действовавших в Западной Европе, особенно в Италии и во Франции. В 1828 в Брюсселе была издана его книга «Заговор во имя равенства, или так называемый заговор Бабёфа», сыгравшая большую роль в распространении коммунистических идей.

    После Июльской революции 1830 (См. Июльская революция 1830) Б. вернулся в Париж, где провёл последние 7 лет жизни, продолжая революционную деятельность. Он оказал большое влияние на формирование взглядов Л. О. Бланкии др. представителей французского утопического коммунизма 30—40-х гг. В обосновании коммунистических идей Б. несколько отличался от Бабёфа. В мировоззрении Б. в большей степени проявлялось влияние рационализма и деизма. Он допускал принцип бессмертия души и сочувствовал религиозному обоснованию социализма у сенсимонистов (см. Сен-Симон). Признание необходимости революционной диктатуры в переходный период, после победы восстания, составляло одну из сильнейших сторон взглядов Б. В процессе подготовки революции Б. придавал решающее значение созданию нелегальной, строго законспирированной организации, построенной по иерархическому принципу. Эти организационные принципы получили широкое распространение среди бланкистов (См. Бланкисты).

    Соч. в рус. пер.: Заговор во имя равенства, [2 изд.], т. 1—2, М. — Л., 1963.

    Лит.: Щеголев П. П., Филипп Буонарроти и его «Заговор равных», «Уч. зап. ЛГУ. Сер. исторических наук», 1940, в. 6; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 1—2, Roma, 1950—51; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dell'ottocento, Torino, 1951. Наиболее полный библиографич. обзор см. в кн.: Eisenstein E. L., The first professional revolutionist: Filippo Michele Buonarroti, Camb. (Mass.), 1959, p. 161—90.

    В. М. Далин.

    Ф. М. Буонарроти

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    (Buonarroti), Филиппо Микеле (11.XI.1761 - 17.IX.1837) - деятель революц. движения во Франции и в Италии кон. 18 - нач. 19 вв., коммунист-утопист, соратник Г. Бабёфа и пропагандист его идей. Род. в старинной аристократич. семье в Пизе (Италия). Познакомившись с трудами энциклопедистов и в особенности с соч. Ж. Ж. Руссо, Б. сделался горячим приверженцем их идей. В 1789 Б., уже подвергавшийся преследованиям итал. властей, уехал на о. Корсику, где издавал газ. "Giornale patriottico di Corsica". Б. принял активное участие в борьбе против корсиканского сепаратиста Паоли. В мае 1793 Конвент присвоил Б. за революц. заслуги франц. гражданство. Б. участвовал в осаде Тулона и выполнял поручения революц. пр-ва. Решит. и твердый якобинец, Б. безоговорочно поддерживал М. Робеспьера. В апр. 1794 - марте 1795 Б. - комиссар Конвента в Онелье, на терр., отнятой у сардинского короля. В марте 1795 Б. был арестован термидорианскими властями. В парижской тюрьме Плесси Б. познакомился с Бабёфом и проникся коммунистич. убеждениями последнего. После амнистии 1795 Б. стал пред. клуба Пантеон и одним из руководителей движения "во имя равенства". В кон. 1795, готовя итал. поход, Директория вела переговоры с Б. о его поездке в Италию с целью поднять там восстание. Арест Б. (одновременно с Бабёфом) помешал его отъезду. На Вандомском процессе (1797) Б. держался очень стойко, был приговорен к тюремному заключению, замененному с 1800 ссылкой. В 1806-24, находясь (с нек-рыми перерывами) в Женеве, Б. не прерывал революц. деятельности. При Наполеоне I Б. был связан с орг-цией "филадельфов", созданной еще в 1799, и был причастен к заговорам (1808-12) ген. Мале. После падения Наполеона Б. стоял в центре ряда тайных революц. орг-ций, действовавших в Зап. Европе в 20-30-е гг., особенно в Италии и во Франции. В 1828 в Брюсселе, куда Б. переехал после провала созданной им в Женеве орг-ции, он издал свою знаменитую книгу "Заговор во имя равенства, или т. н. заговор Бабёфа", в к-рой впервые осветил всю историю движения Бабёфа. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили эту книгу, сыгравшую большую роль в распространении коммунистич. идей и воспитавшую целые поколения революционеров.

    После июльской революции 1830 Б. вернулся в Париж, где и провел последние 7 лет жизни, продолжая революц. деятельность. Он оказал большое влияние на формирование взглядов О. Бланки и многих др. представителей франц. утопич. коммунизма 30-40-х гг. Не прерывая связей с итал. нац.-освободит. движением, Б. в 1834 порвал с Дж. Мадзини, осудив его связи с крупнокапиталистич. кругами и разойдясь с ним по вопросу о революц. диктатуре. Признание необходимости диктатуры в переходный период, после победы восстания, составляло одну из сильнейших сторон взглядов Б. В процессе подготовки революции Б. придавал решающее значение созданию нелегальной, строго законспирированной орг-ции, построенной по иерархич. принципу. Эти организац. принципы получили широкое распространение среди утопических коммунистов 30-40-х гг. 19 в., а впоследствии среди бланкистов.

    До конца жизни верный коммунистич. идеям, Б. в их обосновании несколько отличался от Бабёфа. В частности, в мировоззрении Б. гораздо большее место, чем у Бабёфа, занимали чисто рационалистич. и просветительские идеи. В более поздний период деятельности для Б. характерна тенденция к религ. обоснованию социализма. Категорически высказываясь против мистицизма, он все же допускал 2 принципа "естественной религии": существование верховного существа и бессмертие души, оставаясь в этом отношении на позициях Руссо и Робеспьера.

    Несгибаемый революционер, человек исключит. чистого морального облика, Б. пользовался огромным личным авторитетом в демократич. и коммунистич. кругах своего времени. На его могилу был возложен венок с надписью: "Буонарроти, великий гражданин, друг равенства, народ присуждает тебе этот венок; история и потомство одобрят это".

    Соч.: Conspiration pour l'Égalité dite de Babeuf, v. 1-2, P., 1957; в рус. пер. - Заговор во имя равенства, под ред. В. П. Волгина, т. 1-2, М.-Л., 1948.

    Лит.: Щеголев П. П., Филипп Буонарроти и его "Заговор равных", "Уч. зап. ЛГУ", Сер. ист. наук, 1940, в. 6; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 1-2, Roma, 1950-51; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dell' ottocento, Torino, 1951; Bernstein S., Buonarroti, P., 1949; Наиболее полный библиографич. обзор см. Eisenstein E. L., Tue first professional revolutionist: Filippo Michele Buonarroti, Camb. (Mass.), 1959, p. 161-190.

    B. M. Далин. Москва.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия