Большая Советская энциклопедия

    Вулф (Woolf) Вирджиния (25.1.1882, Лондон, — 28.3.1941, Льюис, Суссекс), английская писательница и критик в духе модернизма. Как романист-экспериментатор В. ограничила свою задачу изображением ощущений и чувств, истолковывая их мир как подлинную реальность («Комната Джекоба», 1922; «Миссис Деллоуэй», 1925; «К маяку», 1927). Обращение к социальной действительности В. считала нарушением законов искусства, реалистический метод — устаревшим (статьи «Мистер Беннет и миссис Браун», 1924, «Современная художественная литература», 1925). В её романах 30-х гг. черты формализма усиливаются («Волны», 1931, «Годы», 1937).

    Соч.: Collected essays, v. 1—4, L., 1966—67.

    Лит.: Жантиева Д. Г., Английский роман XX века. 1918—1939, М., 1965; Михальская Н. П., Пути развития английского романа 1920—1930-х годов, М., 1966; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970.

    Н. П. Михальская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Woolf, Virginia)

    ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ

    ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ

    (1882-1941), английская писательница, литературный критик, вместе с М.Прустом и Дж.Джойсом стоявшая у истоков современного романа. Вирджиния Вулф, в девичестве Аделина Вирджиния Стивен (Adeline Virginia Stephen), родилась 25 января 1882 в семье известного литератора Л.Стивена. Отец сам обучал дома хрупкую и впечатлительную девочку. После его смерти в 1904 Вирджиния, ее сестра Ванесса и братья Адриан и Тоби переехали из престижного Кенсингтона в Блумсбери - район в западной части Лондона. В 1912 Вирджиния вышла замуж за историка и экономиста Л.Вулфа. В 1907 Вирджиния Вулф, ее муж, сестра, братья и несколько друзей-единомышленников создали творческое объединение "Блумсбери", просуществовавшее примерно до 1930. В его деятельности принимали активное участие писатель Э.М.Форстер, критик и эссеист Д.Л.Стрэчи, художник Д.Грант, искусствоведы Р.Фрай и К.Белл (муж Ванессы), экономист Дж.М.Кейнс, редактор Д.Маккарти. Сходясь во взглядах по ряду ключевых проблем, члены кружка не были связаны общей программой. Свой первый роман Путешествие вовне (The Voyage Out) Вирджиния Вулф опубликовала в 1915. Спустя два года супруги Вулф основали издательство "Хогарт пресс", которое вскоре стало процветающим предприятием. Здесь писательница издала все свои произведения: романы Ночь и день (Night and Day, 1919), Комната Джейкоба (Jacob's Room, 1922), Миссис Дэллоуэй (Mrs. Dalloway, 1925), На маяк (To the Lighthouse, 1927), Орландо (Orlando, 1928), Волны (Waves, 1931), Годы (The Years, 1937), Между действиями (Between the Acts, 1941); две биографии - Флаш (Flush, 1933), записки "от лица" собаки поэтессы Э.Б.Браунинг, и Роджер Фрай (Roger Fry, 1940); два сборника рассказов - Понедельник и вторник (Monday and Tuesday, 1921) и Дом с привидениями (A Haunted House, 1943); два феминистских трактата - Три гинеи (Three Guineas, 1928) и Свое место (A Room of One's Own, 1929); несколько критических трудов, в т.ч. два тома под названием Рядовой читатель (The Common Reader, 1925 и 1932), Смерть мотылька (The Death of the Moth, 1942), Мгновение (The Moment, 1947), Агония капитана (The Captain's Deathbed, 1950) и Гранит и радуга (Granite and Rainbow, 1958). В дневниках, которые на протяжении всей своей жизни вела Вирджиния Вулф, свыше 100 авторских листов; подборки из этих записей вошли в ее книгу Дневник писателя (A Writer's Diary, опубл. 1953). В романах Вирджинии Вулф, главным является изображение психических состояний, а не конкретных событий. Читатель погружается в мысли то одного, то другого героя, эти внутренние монологи часто выявляют разные точки зрения на одно и то же событие. В романе Миссис Дэллоуэй Вирджиния Вулф впервые обнаружила совершенное владение формой и техникой. Действие происходит в один июньский день в Лондоне по окончании Первой мировой войны, в центре два персонажа - некоторые критики считают их двумя ипостасями одной и той же личности. В романе На маяк описываются детские годы Вирджинии Вулф, время, проведенное ею в летнем домике у моря. В мистере и миссис Рэмзи писательница замечательно изобразила свою красавицу-мать и обожаемого отца. Первая часть романа ("Окно") воссоздает один сентябрьский день в жизни четы Рэмзи, их детей и гостей. Вторая часть ("Время идет") начинается ночью того же дня, но эта ночь длится десять лет, за это время кто-то из героев умирает, кто-то женится, у кого-то родятся дети. Третья часть ("Маяк") начинается с рассвета после ночи. В Орландо предстали друзья писательницы; она назвала роман биографией, но на деле это фантастические вариации на историческом материале. Орландо одновременно юноша елизаветинской поры (16 в.) и тридцативосьмилетняя женщина четыре столетия спустя. Волны - самый сложный экспериментальный роман Вирджинии Вулф. Он представляет собой серию монологов, поочередно "проговоренных" в настоящем времени каждым из шести персонажей. В первые годы Второй мировой войны Вирджиния Вулф написала свой последний роман Между действиями; жила она тогда на вилле в Родмелле (графство Суссекс), куда переехала с мужем из разбомбленного лондонского дома. Тяжело переживая военное лихолетье, подорвав здоровье колоссальным напряжением сил в работе над романом, Вирджиния Вулф покончила с собой 28 марта 1941.

    ЛИТЕРАТУРА

    Жантиева Д.Г. Вирджиния Вулф. - В кн.: Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века, 1918-1939. М., 1965 Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970 Вулф В. Избранное. М., 1989 Вулф В. Комната Джейкоба. - Иностранная литература, 1991, № 9 Вулф В. Орландо. - Иностранная литература, 1994, № 11

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Вулф Вирджиния

    (Woolf) (1882—1941), английская писательница и литературный критик. В экспериментаторских романах «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), близких литературе «потока сознания», истолковывала ощущения и чувства своих героев как подлинную реальность.

    * * *

    ВУЛФ Вирджиния

    ВУЛФ (Woolf) Вирджиния (1882—1941), английская писательница и литературный критик. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931) отмечены чертами экспериментаторства, близки литературе «потока сознания»(см. ПОТОК СОЗНАНИЯ).

    * * *

    ВУЛФ (Woolf) Вирджиния (23 апреля 1882, Лондон — 31 ноября 1941, Родмелл, Суссекс), английская писательница.

    Дочь видного литературного критика Лесли Стивена, жена известного литератора и реформатора-фабианца (см. Фабианское общество(см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО)) Леонарда Вулфа, вместе с которым она в 1917 основала издательство «Хогарт-пресс», осуществившее первые публикации произведений самой Вулф, а также Т. С. Элиота(см. ЭЛИОТ Томас) и других ведущих представителей английского модернизма.(см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) Дом Вулфов, расположенный в самом центре Лондона в Блумсбери, стал центром модернистского художественного движения. Часто посещавшие этот дом писатели, художники, интеллектуалы, которые в большей или меньшей степени разделяли философские и эстетические верования самой Вулф, составили кружок «Блумсбери» («Блумсберийский кружок»(см. БЛУМСБЕРИЙСКИЙ КРУЖОК)), особенно активно заявивший о себе в 1920-е годы.

    Порывая с традицией

    Литературные взгляды Вулф определялись ее убеждением в необходимости глубокого пересмотра художественной традиции, сложившейся в 19 в. С первых же своих критических статей, печатавшихся в литературном приложении к «Таймс» с 1905, она утверждала, что классическая традиция и органичные для нее художественные средства перестали соответствовать духу современности, так как радикально изменились и характер отношений в обществе, и восприятие реальности, и понимание человеческой природы.

    В представлении Вулф действительность должна осознаваться и воссоздаваться под знаком ее текучести, незавершенности, проблематичности: «Жизнь — это не ряд симметрично расположенных светильников... это полупрозрачная оболочка». Проникнуть в скрытый смысл явлений, мотивов и побудительных факторов, таящихся за этой оболочкой, возможно только отказавшись от иллюзий насчет упорядоченности мира и всеведения автора, который его описывает, т. е. отвергнув фундаментально важные принципы мышления и культуры предшествующего столетия, в особенности — викторианской культуры, которую Вулф обвиняла в приверженности к механистичному пониманию человека, в творческой консервативности и раболепии перед тогдашними моральными догмами.

    Вечно ускользающая истина

    В противовес викторианцам(см. ВИКТОРИАНЦЫ) и таким их последователям, как Голсуорси(см. ГОЛСУОРСИ Джон), являвшемся постоянным адресатом ее полемических выпадов, Вулф уже в ранних своих рассказах и романе «Комната Джекоба» (1922) отказывается от последовательно развивающейся коллизии и поступательного движения сюжета, строя действие не как столкновение четко очерченных персонажей, которые олицетворяют несовместимые жизненные позиции, а как драму постижения истины или хотя бы приближения к ней. Истина остается вечно ускользающей, непроясненной, неокончательной и с неизбежностью субъективной. Рано выявившийся интерес Вулф к «потоку сознания»(см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) как новой концепции, предложенной современной научной психологией в лице У. Джемса(см. ДЖЕЙМС Уильям), определил характер повествования в романах «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927), наиболее показательных для ее творческой манеры.

    Размытость фабулы

    Фабула в этих книгах ограничена несколькими событиями, подчеркнуто не выделенными из будничного течения жизни, показываемого нерасчлененно, в единовременности фрагментов, внешне изолированных один от другого. Событие может и не произойти вовсе, так что фабула исчерпывается неосуществившимися многолетними планами персонажей, составляющих заурядное семейство, но может внести разнообразие в свою бесцветную жизнь. Основные события неизменно происходят либо в памяти и воображении очень схематично очерченных персонажей, либо в их подсознании, активизируемом самыми непредсказуемыми впечатлениями — «толчками», которые оставляет жизненный опыт, показанный не в его кульминационных моментах, а в обыденности. Совокупностью восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов определяется характер, утрачивающий в произведениях Вулф определенность и законченность. Главенствующим понятием становится не истина о человеке и мире, но «истинность видения», подчиненного философским концепциям Вулф.

    Картина действительности складывается из «мелочей», обладающих ключевым значением для понимания специфической природы восприятия реальности каждым из героев Вулф. Мир явлений социальной жизни оказывается по своему значению эфемерным рядом с тщательно воссозданным миром сознания, которое не отражает, а конструирует реальность в соответствии с особенностями психологии того или иного из описываемых людей. Фиксация впечатлений, поток бытия, наслаивающийся на поток сознания персонажей, придают книгам Вулф усложненность композиции и стилистического решения, призванного обеспечить эффект стереоскопичности повествования, которое схватывает и доносит движение жизни во всей ее эклектике.

    Успех «Орландо»

    Окончательный разрыв с традицией изображения жизни в ее объективных взаимосвязях происходит в «Волнах» (1931), которые, как и посмертно изданная книга «Между актами» (1941), представляют собой опыт полностью бесфабульного повествования, подчиненного задаче «описывать мельчайшие частицы, как они западают в сознание...разбирать узор, которым запечатлелось в нем все увиденное и услышанное, пусть даже этот узор кажется нам разорванным и бессвязным». Эксперименты Вулф не были во всем последовательными, о чем свидетельствовало появление фантастической «биографии» вымышленного гениального подростка-поэта «Орландо» (1928), в которой действие, свободно перемещаясь из эпохи в эпоху, охватывает свыше четырех столетий, а герой претерпевает бесчисленные испытания и метаморфозы, в викторианский век становясь леди Орландо, но неизменно сохраняя свой романтический художественный дар. Наряду со столь же необычной биографией четы Браунингов «Флаш» (1931), в которой история любви двух знаменитых поэтов-романтиков передана увиденной спаниелем героини, «Орландо» при жизни Вулф был самым читаемым ее произведением.

    В 1930-е годы Вулф, продолжая уделять огромное внимание новым формам повествования и связанным с ними проблемам композиции, вместе с тем стала активнее отзываться на события современной истории и новейшие идеологические веяния. Репутацию одного из пионеров феминизма в тех формах, которые это движение приобрело на исходе 20 в., принесло ей пространное эссе «Комната только для себя» (1929), где на примере судеб Джейн Остин(см. ОСТИН Джейн), сестер Бронте(см. БРОНТЕ) и других одаренных писательниц обосновывается мысль о специфически женском восприятии реальности, которому особенно трудно заявить о себе в обществе, подчиненном сугубо мужским представлениям. Требования свободного самовыражения личности, которая не должна ощущать себя скованной условностями, заполняют страницы многих эссе Вулф и ее дневников (посмертно изданных в пяти томах, 1977—84).

    Трагический финал

    Гражданская война в Испании(см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936—39), на которой погиб сражавшийся добровольцем в Интербригаде племянник Вулф, вызвала у нее чувство вплотную приблизившейся катастрофы. Бомбардировки Лондона зимой 1940—41, когда шла Битва за Англию(см. БИТВА ЗА АНГЛИЮ), вызвали у Вулф депрессию, приведшую к самоубийству.

  5. Источник: Энциклопедический словарь