Тырса Николай Андреевич в словарях и энциклопедиях
Тырса Николай Андреевич [27.4(9.5).1887, село Аралых, ныне Аралык, Турция, ‒ 10.2.1942, Вологда], советский график и живописец. Учился в Петербурге в АХ (1905‒09) и у Л. С. Бакста в школе Е. Н. Званцевой (1906‒10). Преподавал в АХ в Петрограде (1918‒22) и ленинградском институте гражданских инженеров (1924‒1942). Участник выпуска плакатов «Боевой карандаш» (1939‒42). Один из создателей советской школы иллюстрации детской книги. Лучшие иллюстрации Т. (рисунок, акварель, литография) выполнены в манере беглого наброска, создающего иллюзию непосредственных зарисовок с натуры [иллюстрации к «Снежной книге» В. Бианки (издана в 1926), «Юнармии» Г. Мирошниченко (издана в 1933)]. Станковые работы Т. (преимущественно пейзажи и натюрморты) отличаются декоративностью, богатством цветовых нюансов и сочетаний («Букет и вятская игрушка», 1940, собрание семьи художника).
Лит.: Н. А. Тырса (1887‒1942). Каталог выставки, [Л., 1967].
ТЫРСА Николай Андреевич (1887-1942) - российский график. Иллюстрации в манере беглого наброска ("Пиковая дама" А. С. Пушкина, 1936), декоративные красочные натюрморты и пейзажи.
Ты́рса Николай Андреевич
(1887—1942), график. Работал в Ленинграде. Иллюстрации в манере беглого наброска («Пиковая дама» А. С. Пушкина, 1936), декоративные красочные натюрморты и пейзажи.
* * *
ТЫРСА Николай АндреевичТЫ́РСА Николай Андреевич [27 апреля (9 мая) 1887, с. Аралых, ныне Аралык, Турция — 10 февраля 1942, Вологда], российский график и живописец. Представитель так называемого «тихого искусства»(см. ТИХОЕ ИСКУССТВО).
Учился в петербургской Академии художеств (1905—09) и в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста(см. БАКСТ Лев Самойлович) (1906—10). Преподавал в Академии художеств в Петрограде (1918—22) и в ленинградском Институте гражданских инженеров (1924—42). Работал в основном в области книжной иллюстрации. Лучшие иллюстрации (рисунок, акварель, литография) выполнены в эскизной манере беглого наброска, создающего иллюзию непосредственных зарисовок с натуры («Снежная книга» В. Бианки, издана в 1926; «Юнармия» Г. Мирошниченко, издана в 1933; «Пиковая дама» А. С. Пушкина, 1936). Декоративные красочные натюрморты и пейзажи отличаются богатством цветовых нюансов и сочетаний («Букет и вятская игрушка», 1940, собрание семьи художника). Лиризмом и острой наблюдательностью отмечены рисунки с натуры и акварели художника («Почтамтская улица», акварель, 1929, Третьяковская галерея; портрет А. А. Ахматовой, ламповая копоть, 1928, ГМИИ имени А. С. Пушкина). В 1939—42 участвовал в работе объединения «Боевой карандаш»(см. БОЕВОЙ КАРАНДАШ).
Т́́ЫРСА Николай Андреевич (1887—1942), сов. художник. В 1941 выполнил 8 илл. к «Герою нашего времени» (автолитографии; музей ИРЛИ). Художнику удались образы Максима Максимыча, княжны Мери, Веры. Однако он явно «осовременил» Бэлу и героиню «Тамани»; образ Печорина опрощен, примитивизирован. К достоинствам илл. Т. следует отнести лаконичность рисунка, конкретность деталей.Лит.: История рус. иск-ва, т. 12, М., 1961, с. 440; Сурис Б. Д., Н. А. Тырса. Каталог выставки произв., [Л.], 1967, с. 8.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.