Большая Советская энциклопедия

    Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн (приблизительно 440—360 или 414—334 до н. э.), древнекитайский мыслитель-вольнодумец. Сочинения Я. Ч. не сохранились, о его взглядах можно судить по фрагментам в трактатах «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и др. и по главам «Ян Чжу» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности собственной жизни, пренебрежения к внешним вещам, Гедонизма, который, однако, не принял у него крайних форм. Судя по высказыванию Мэн-цзы: «Слова Ян Чжу заполнили Поднебесную», он приобрёл значительное число последователей. Исходя из наивно-материалистических представлений, высказывался против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Выступал против взглядов и деятельности Конфуция (См. Конфуций).

    Тексты: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 212—24.

    Лит.: Петров А., Ян Чжу — вольнодумец, древнего Китая, «Советское востоковедение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 106—18.

    С. Кучера.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЯН ЧЖУ

    Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслительвольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последователей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественЯН ЧЖУ 817

    ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства.

    Др.-кит. философии, т. 1, М.,1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоковедение»,1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсевой,?.,1967, с. 106 — 18.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Ян Цзыцзюй, Ян Шэн.

    Между 440 - 334 до н.э. Уроженец царства Вэй

    Философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках 4 - 2 вв. до н.э. - "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Хат Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" и "Хуайнанъ-цзы". В "Ле-цзы" содержится компактная гл. "Я. Ч.", в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств, ученых считает ее интерполяцией в текст "Ле-цзы", к-рая содержит достоверные сведения о взглядах Я. Ч. и составлена его учениками после смерти учителя в 4 - 3 вв. до н.э.

    Я. Ч. вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, "вольнодумец", непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший "естеств." развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Я. Ч. составляет идея "естеств. бытия" человека. Человек - неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих "вещей" лишь разумом: "Человек подобен Небу и Земле. Человек является самым разумным (среди всех существ), наделенных жизнью. Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу" (здесь и далее - "Ле-цзы", гл. 7 "Я.Ч."). Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей - значит подавлять "природу человека".

    Я.Ч. первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной "воли Неба". Человек живет и умирает в силу "естеств. необходимости", к-рую он называет "судьбой" (см. Мин (1)). Человек смертен, его жизнь конечна. "То, что делает все вещи разными, - это жизнь, то, что делает их одинаковыми, -это смерть. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это Яо и Шунь (см. Шэн (1)), после смерти это - разложившиеся кости. Поэтому следует наслаждаться, пока живы" ("Ле-цзы"). Призыв к "наслаждению жизнью" - второй принципиальный тезис учения Я. Ч. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Я.Ч. обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: "Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной". Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, намеренно исказив смысл слов Я.Ч. Последний в беседе, приведенной в "Ле-цзы", говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзыгао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию следующим образом: "Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего, что только можно, от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка. Миру, безусловно, не помочь одним волоском". Т.о., речь у Я.Ч. идет не о теории "все для себя", а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной.

    Обвинение Я.Ч. в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает "безразличие". Но и тут он выступал против крайностей: "И красотой (женщин), и вкусом (пищи) нельзя (наслаждаться) постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься". Бесполезной считал Я.Ч. и жажду славы, поскольку "истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной". Приводя в пример "людей глубокой древности", он говорил, что они, зная, что "в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь (порывам своего) сердца, а не шли против своих естеств. страстей".

    Исходя из своей концепции "разумного, естеств. наслаждения жизнью", Я. Ч. считал бесполезной деятельность "совершенномудрых" правителей древности и самого Конфуция, у к-рых при жизни "не было ни одного радостного дня", а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Я. Ч. было предано анафеме конф. ортодоксами, а гл. "Я. Ч." объявлена поздней подделкой. Взгляды Я. Ч. оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. На рус. яз. перевод гл. "Я. Ч." и всего памятника "Ле-цзы" впервые выполнен в 60-е гг. Л.Д. Позднеевой.

    *Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967; Я.Ч. // Древнекит. философия. Т. I. М., 1972;

    **Петров А.А. Я.Ч. - вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.-Л., 1940; Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 120 - 138; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 90 - 101; Forke A. Young Chu's Garden of Pleasure (tr. of Ch. 7). L., 1912; Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chyantzyy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Bsoas). 1959. Vol. 22/2. cm. также лит-ру к ст. "Ле-цзы".

    В.Ф. Феоктистов

    ЯН ЧЖУ

    статья сайта "Древний Мир"

    Знаменитый философ-скептик даосского толка, оставшийся в истории как человек, "не желавший пожертвовать ни одним волоском на благо Поднебесной". Труды его не сохранились.В русле материалистического направления древнекитайской философии сложилось атеистическое мировоззрение философа Ян Чжу (440-334). Мыслитель был родом из царства Вэй, происходил из общинной среды; известно, что у него было небольшое поле и несколько рабов. Ян Чжу не принадлежал ни к одной из школ. Произведения его не сохранились, хотя, по свидетельству Мэнцзы, в его время "слова Ян Чжу заполнили Поднебесную". Учение Ян Чжу вызывало яростные нападки и конфуцианцев и даосов. Его взгляды известны из сочинений других философов, как правило его идейных противников, стремившихся "заткнуть рот Ян Чжу". Основным источником сведений о его учении является произведение "Лецзы", где сохранилась часть, посвященная Ян Чжу В центре философии Ян Чжу стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Мыслитель считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире "все совершается само собой", поэтому "все следует предоставить естественному течению". Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же "пяти элементов", что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом. Вместе с тем мыслитель высоко оценивает человека и его возможности, когда говорит: "Человек подобен небу и земле и соединяет в себе природу пяти элементов. Человек - самый разумный из всех живых тварей. Но у человека ногти и зубы недостаточно крепки для самообороны, кожа и мускулы недостаточно плотны для самозащиты, бег недостаточно быстр, чтобы избежать опасности. Он не имеет ни шерсти, ни перьев для защиты от холода и жары. Ему же надо добывать себе пищу и пользоваться вещами для поддержания жизни. Поэтому, следуя своей природе, он полагается на разум, а не надеется на силу".Учением о человеке Ян Чжу, по сути, утверждал материалистический тезис единства мира. Представление древнекитайской философии о мире как единстве неба, земли и человека приобретает у Ян Чжу атеистический характер, у него небо лишено божественной сущности и так же, как земля и человек, будучи частью природы, не подчинено какой-либо надмировой сверхъестественной разумной силе. Небу как управляющему людьми высшему началу философ противопоставляет универсальный принцип естественной необходимости, проявляющийся, в частности, в законе жизни и смерти. Решение проблемы жизни и смерти ставит Ян Чжу в один ряд с величайшими материалистами древнего мира. Философ рассматривал смерть как закономерное природное явление. "По закону природы не существует бессмертия, по закону природы нет вечной жизни", - утверждал он. Признать неизбежность смерти - это и значит следовать естественному закону дао.Ян Чжу отрицал страх перед богами и страх перед смертью. "Пока живешь, принимай жизнь легко, следуя ее природе, исполняя до конца свои желания, и ожидай спокойно прихода смерти. Придет смерть - и к ней отнесись легко, пусть она исполнит свое до конца, дай полную свободу угасанию. Ко всему относись легко, предоставь все естественному течению. К чему пребывать в вечном страхе, то медля, то поспешая, - ведь жизни отпущен столь краткий срок!" Бессмертия нет, смерть - естественно-необходимое явление, полное уничтожение живого существа, которым уравниваются все. "В жизни все вещи отличны друг от друга, в смерти же все они равны. При жизни различаются умные и глупые, знатные и низкие, в смерти же все одинаковы тем, что разлагаются и смердят, гниют и исчезают". Все существа одинаково рождаются и одинаково уничтожаются. "При жизни это могут быть (высоконравственные правители) Яо и Шунь, а после смерти - лишь сгнившие кости; при жизни это могут быть (аморальные злодеи) Чжоу и Цзе, а после смерти - лишь сгнившие коста, - кто определит различие между ними, ведь сгнившие кости все одинаковы!" - заявлял Ян Чжу, развенчивая тем самым высшие конфуцианские авторитеты. Не пощадил философ и самого Конфуция, заклеймив его как "самого бестолкового из людей", который, несмотря на всю свою посмертную славу, "ныне ничем не отличается от пня иди кома земли". Такого поношения конфуцианцы никогда не могли простить Ян Чжу. Мэн-цзы требовал "уничтожить школу Ян Чжу", и более страшного обвинения, чем следование "еретическому учению Ян Чжу", конфуцианство не знало.С беспрецедентной, неслыханной дотоле резкостью философ опровергал возможность загробной жизни, категорически отвергал похоронную обрядность. "Не кладите в рот мертвым жемчуг и драгоценный нефрит, не облачайте их в узорную парчу, не приносите в жертву быка и не выставляйте роскошной утвари, - призывал он и заявлял: - Похоронам я не придаю никакого значения. Когда умру, все будет безразлично для меня. Можете мое тело сжечь, утопить, зарыть или оставить под открытым небом, бросить в любую канаву..." Категорически отрицая бессмертие души, Ян Чжу учил радоваться земной жизни, не уповать на богов и духов, разумно удовлетворять свои потребности: "Следует наслаждаться при жизни, а не тревожиться о том, что будет после смерти". Смерти не миновать, а при жизни каждый должен позаботиться о своем благополучии. Философ развивал мысль, что физическое и духовное состояние человека зависит от функционирования в его организме тончайших материальных частиц ци. Лишь познание и соблюдение естественных законов жизни может обеспечить здоровье и хорошее настроение. Напрасны упования на помощь богов, обращения к знахарям и прорицателям, бесполезны жертвоприношения духам. "От этого болезней становится все больше", - утверждал Ян Чжу и заявлял, что никакие сверхъестественные силы не помогут людям обрести долголетие и счастье. Однако жизнь человека зависит не только от него самого, но и от правителя, обязанного заботиться о сохранении "целостности природы человека". "Ныне же, - обличал Ян Чжу, - правители делают все во вред человеку и его природе. Это похоже на то, как войска, первоначально созданные для защиты от разбойников, в наше время используются для нападения друг на друга. Это значит, что истинный смысл создания войск утрачен". Ян Чжу восстал против традиционных, общепризнанных нравственных норм, против навязанных человеку стереотипов поведения и прежде всего против конфуцианской морали. Иерархическому принципу конфуцианского "человеколюбия", этической и социальной градации людей философ противопоставлял свое учение о человеческой личности, подчиненной лишь собственной природе и следующей своим естественным влечениям. Ян Чжу считал высшим этическим идеалом наслаждение жизнью. "Нужно осуществлять то, чего желают наши органы чувств, нужно действовать так, как хочет наша душа", - провозглашал Ян Чжу. Неудовлетворение этих желаний есть насилие над природой. "Ушам хочется слушать музыку, и мешать им - значит притуплять слух; глазам хочется созерцать красоту, и мешать им - значит притуплять зрение; носу хочется вдыхать ароматы, и мешать ему - значит притуплять обоняние; устам хочется рассуждать об истинном и ложном, и мешать им - значит притуплять ум; телу хочется наслаждаться, и мешать ему - значит лишать его радости чувств; мысли хочется свободы, и мешать ей - значит подавлять природу". "Дать жизни свободное течение, и больше ничего. Ничему не противодействовать. Ничего не подавлять", - постулирует свое этическое кредо Ян Чжу. Однако, ратуя за "сохранение жизни, во всей ее полноте", философ вместе с тем утверждал, что поощрение чрезмерных желаний, их безудержное удовлетворение вредит природе человека. "Мудрый ограничивает свои желания, не подчиняется вещам, а овладевает ими для сохранения своей природы в целости", - указывал он. Постулат Ян Чжу о "сохранении жизни во всей полноте" имел исходным и непременным условием личную свободу индивидуума, для которого "подчиняться чужой воле и терпеть позор" было "худшим из всех зол".

  5. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.