Большая Советская энциклопедия

    I

    Борис Владимирович (9.2.1889 — 25.8.1927), один из руководителей контрреволюции в Сибири, атаман Сибирского казачьего войска. Из дворян Киевской губернии. Окончил Александровское военное училище (1908). Участник 1-й мировой войны. С 1915 начальник т. н. партизанского отряда Сибирской казачьей дивизии, с которым весной 1918 прибыл с фронта в Омск и отказался подчиняться Советской власти. В июне — июле 1918 участвовал в свержении Советской власти в Сибири, сформировал т. н. партизанскую дивизию (до 10 тыс. чел.), которая с осени 1918 действовала сначала в Зап. Сибири и Казахстане, а затем в Семиречье, с невероятной жестокостью подавляя крестьянское восстания. В конце 1919 адмиралом А. В. Колчаком назначен командующим Отдельной Семиреченской армией. В мае 1920 бежал в Китай. В 1926 вернулся в СССР, был осужден военным трибуналом за зверства во время Гражданской войны и расстрелян в Семипалатинске.

    II

    А́нненков (настоящая фамилия Кокин)

    Николай Александрович [р. 8(20).9.1899, с. Инжавино Тамбовской губернии], советский актёр, народный артист СССР (1960). Член КПСС с 1942. С 1946 преподаёт в Театральном училище им. Щепкина (с 1961 профессор). В 1924 окончил Высшие театральные мастерские при Малом театре в Москве и вступил в труппу этого театра. А. играет характерные и драматические роли. Актёру особенно близка драматургия А. Н. Островского, М. Горького; он играл роли Миловзорова и Незнамова («Без вины виноватые» Островского), Андрея Белугина («Женитьба Белугина» Островского и Н. Соловьева), Нила, Черкуна, Басова («Мещане», «Варвары», «Дачники» Горького). В пьесах советских драматургов исполнил роли: Огнев («Фронт» Корнейчука), Максимов («За тех, кто в море!» Лавренева), Швандя и Кошкин («Любовь Яровая» Тренева), Плакун («Вечный источник» Зорина), Новиков («Палата» Алешина). Государственная премия СССР (1947, 1948, 1949). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Снимается в кино.

    Н. А. Анненков.

    III

    А́нненков

    Николай Иванович [21.4(3.5).1819 — 9(21).8.1889], русский ботаник. Окончил Московский университет (1843). В 1844—63 — в Московской земледельческой школе (с 1853 директор). В 1863—75 директор Уманского училища садоводства и Царицына сада в Софиевке Киевской губернии. Основные работы по флористике, фенологии, акклиматизации, лесоводству. Издал первый в России гербарий московской флоры из 800 видов (1849—51) и «Ботанический словарь» (1859 и 1876—78), в котором названия растений даны на латинском, русском и других языках.

    Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1, М., 1947, с. 63—64; Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, сост. С. А. Венгеров, т. 1, СПБ, 1886.

    IV

    А́нненков

    Павел Васильевич [19.6(1.7).1813; по другим данным, 18(30).6.1812, Москва, — 8(20).3.1887, Дрезден], русский литературный критик и мемуарист. В 40-х гг. был близок с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, позднее с И. С. Тургеневым. По политическим убеждениям — либерал-западник. Лично знал К. Маркса и переписывался с ним в 1846—47. Как литературный критик утверждал необходимость морального воздействия литературы на общество; однако с позиций эстетической критики боролся против круга Н. Г. Чернышевского. Его мемуары — ценный источник для изучения обществ. движения 30—40-х гг.

    Соч.: Воспоминания и критические очерки, т. 1—3, СПБ, 1877—81; Литературные воспоминания, предисл. Н. К. Пиксанова, Л., 1928; то же, вступ. ст. В. П. Дорофеева, [М.], 1960.

    Лит.: История русской критики, т. 1, М.—Л., 1958.

    V

    А́нненков

    Юрий Павлович [р. 11(23).7.1889, Петропавловск-Камчатский], русский живописец и график. Учился в училище Штиглица в Петербурге (1909—1911) и у Ф. Валлоттона в Париже (1911—12). Портретист, художник театра и кино, один из родоначальников советской книжной иллюстрации. Испытал влияние ряда направлений искусства 1-й четверти 20 в., в том числе Кубизма. В работах А., особенно в графике, повышенная острота характеристики часто сочетается с приёмами Гротеска. С 1924 живёт за границей (Германия, Франция).

    Соч.: Портреты ..., [П.], 1922.

    Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927, Л., 1927; Бабенчиков М. В., Ю. П. Анненков, в кн.: Мастера современной гравюры и графики, М.—Л., 1928.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Анненков

    АННЕНКОВ Павел Васильевич (1812–1887) — известный литератор, критик-мемуарист, убежденный западник, представитель либерального просвещенного дворянства 40–50-х гг. Много путешествовал, знакомился с европейским революционным движением. Лично знал К. Маркса и находился с ним в переписке. Оставил весьма ценные воспоминания о Гоголе, Белинском, Герцене, Грановском, Бакунине и других выдающихся людях 40-х гг. Был первым пушкинистом (подготовил к изданию и издал собр. сочин. Пушкина).Библиография:

    I. Воспоминания и крит. очерки, 3 т., СПБ., 1877–1881. Литературные воспоминания, СПБ., 1909 и Л., 1928; Кроме того см. его «Материалы для биографии Пушкина, изд. 2-е, СПБ., 1873; «Пушкин в александр. эпохе», СПБ., 1874; «Н. В. Станкевич», М., 1857,

    II. Венгеров, Крит.-биогр. словарь, т. I, СПБ., 1889; его же, Источники словаря, т. I, СПБ., 1900; Пыпин А., Характеристики литературных мнений, изд. 4-е, СПБ., 1909; Введенский А. А., Критик переходного времени, «Слово», 1880, № 2–3; Сакулин П. Н., Русск. лит. и социализм, изд. 2-е, М., 1925; Рязанов Д., К. Маркс и русские люди 40-х гг., в кн.: Очерки по ист. марксизма, М., 1923.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    АННЕНКОВ

    АННЕНКОВ Павел Васильевич (19 июня (1 июля) 1813; по др. сведениям, 18 (30) июня 1812, Москва—8 (20) марта 1887, Дрезден—русский литературный критик, публицист. Учился вольнослушателем в Петербургском университете. В 1840-х гг. был близок к кругу друзей В. Г. Белинского—А. И. Герцена, в атмосфере которого сложились западнические воззрения Анненкова, его антипатия к идеалистической спекулятивной метафизике, симпатии к прудонизму, ориентация на положительную науку (в частности, политическую экономию). В 1846 Анненков познакомился с К. Марксом, переписывался с ним и испытал некоторое влияние его идей, приветствовал “живительное действие” его критики Прудона и гегелевской философии. В области литературной критики Анненков наряду с В. П. Боткиным и А. В. Дружининым выступает сторонником “эстетической критики”, умеренно толкуемой концепции “чистого искусства”. Он защищал следующие положения: нельзя смешивать истины науки (выраженные в законах и мыслью) и истины искусства; вредны как “фанатизм художественности”, так и “псевдореализм”, раболепная “верность окружающему”; задачей литературы является “поэтическое воспроизведение действительности”, соединение художественного труда с простым взглядом на предметы и поэтическим пониманием жизни. В художественном произведении на первом месте должна стоять “художническая мысль” — эстетическая, “чисто художественная” форма, красота образов, обилие фантазии, а не философская и педагогическая мысль во имя утилитарных целей, что не исключает в литературе поучений и ее ориентации на самопознание общества и раскрытие его нравственных сил. Автор мемуаров—важного источника по истории общественной и философской мысли в России 19 в.

    Соч.: Воспоминания и критические очерки, т. 1—3. СПб., 1877—81; Литературные воспоминания. М., 1983.

    Лит.: Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. М 1919; Пруцков Н. И. “Эстетическая” критика (Боткин, Дружинин, Анненков).—В кн.: История русской критики, т. 1. М.—Л., 1958; Егоров Б. Ф. Анненков—литератор и критик 1840-х—50-х гг.—В кн.: Труды по русской и славянской филологии, в. 11. Тарту, 1968; Он же. Борьба эстетических идей в России сер, 19 в. Л., 1982.

    В. Ф. Пустарнаков

  5. Источник: Философская энциклопедия