Большая Советская энциклопедия

    Хандошкин Иван Евстафьевич [1747 ‒ 16 или 17 (28 или 29).3.1804, Петербург], русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в., Х. славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. Играл также на 7-струнной гитаре, балалайке. Автор многочисленных сочинений для скрипки, фортепиано, альта, гитары, оркестра. Скрипичные произведения (часть их утеряна) способствовали становлению русского концертного инструментального стиля. Создал жанр скрипичной музыки ‒ «Русские песни с вариациями» (первый сборник издан в 1783).

    Лит.: Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М. ‒ Л., 1951, гл. 4; Фесечко Г., И. Е. Хандошкин, «Советская музыка», 1950, № 12; его же, И. Е. Хандошкин, Л., 1972; Вольман Б., И. Хандошкин и русская песня, «Советская музыка», 1954, № 3.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804) - российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Хандо́шкин Иван Евстафьевич

    (1747—1804), скрипач, композитор. С 1762 придворный музыкант в Санкт-Петербурге. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в том числе свыше 50 циклов вариаций на русские песни, 6 сонат (приближающихся к классическому типу; 1789).

    * * *

    ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич

    ХАНДО́ШКИН Иван Евстафьевич (1747—1804), русский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 1747, Петербург - 30 III 1804, там же)

    Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз, для которого не существовало никаких трудностей в игре на своем инструменте, блистательный импровизатор, пытливый слушатель и собиратель народных напевов, дирижер, педагог, выдающийся композитор - таков в общих чертах творческий облик Ивана Евстафьевича Хандошкина.

    Б. Доброхотов

    Сочинения его весьма оригинальны и некоторые токмо находятся в руках любителей и манускриптах сохраненными.

    И. Черлицкий. Музыкальное руководство для артистов и любителей музыки, 1852

    Судьба и творчество выдающегося русского скрипача и композитора И. Хандошкина породили множество легенд уже при его жизни. Восхищенные современники не скупились на превосходные степени в описании игры "русского Орфея", заслушиваясь его изобретательными вариациями и импровизациями. И после смерти композитора сохранялся легендарный ореол вокруг его имени, в то время как произведения Хандошкина, документальные свидетельства о его жизни, постепенно утрачивались. В наши дни настойчивые поиски советских исследователей возвращают музыку Хандошкина слушателям, но достоверных сведений о его жизни обнаружено немного.

    Неизвестны дата и место рождения композитора. Лишь недавно удалось установить, что знаменитый музыкант происходил из семьи украинского крестьянина. Отец Хандошкина играл на валторне и служил учителем музыки в капелле П. Шереметева. Скрипичное мастерство юноша осваивал в течение семи лет под руководством итальянского педагога Т. Порты. В архиве сохранилось прошение Порты об уплате ему "за обучение на скрипке отданного ему ученика Ивана Хандошкина, который ныне употребляется в камери гоф-музыках, с прочими музыкантами, за семилетнее время - 420 р". Дарование юного скрипача рано обратило на себя внимание: в 1760 г. Хандошкин был принят в оркестр будущего императора Петра III в качестве "музыкантского ученика", а с 1762 г. играл в оркестре придворного итальянского театра. Вскоре представился случай попробовать силы на новом поприще - педагогическом: в 1764 г. Хандошкин организовал преподавание скрипки во вновь открытых музыкальных классах Академии художеств, однако через несколько месяцев, уйдя из Академии, стал учителем музыки в публичном театре К. Книппера. Начало 1780-х гг. - первый расцвет музыкальной деятельности скрипача: его концерты становятся заметным событием в культурной жизни Петербурга. Помимо службы в качестве придворного камер-музыканта и театрального капельмейстера, Хандошкин участвует в работе Петербургского музыкального клуба как его почетный член. В этот же период появляются первые изданные произведения выдающегося скрипача.

    Казалось, жизненная перспектива ясна и не сулит неожиданностей. Но в середине 80-х гг. в судьбе музыканта произошел резкий поворот: могущественный вельможа екатерининских времен Г. Потемкин, задумавший открыть на юге России университет, поручил Хандошкину организацию музыкального дела. "Наместник Таврический" писал Екатерине II: "Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть Консерватория для музыки, то приемлю смелость всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсию и с награждением чина мундшенка придворного". Вскоре Хандошкин выехал к месту назначения. Однако планы культурного развития южного края в те годы не были осуществлены. Поэтому музыкант надолго поселился во второй столице, где руководил выступлениями оркестра в московском Благородном клубе. В те годы газета "Московские ведомости" печатала сведения о продаже нот. Поместил свое объявление и Хандошкин: "Из придворных камер-музыкантов первый сочинитель и игрок русских песен г. Хандошкин издал два Польских (полонеза) с отменным вкусом... которые были играны в торжественный день в Санкт-Петербурге, в публичном маскараде в первый раз и от почтенной публики удостоены отменною похвалою".

    В конце 80-х гг. музыкант возвратился в Петербург, затем вторично приезжал в Москву в 1801-02 гг. Об этом периоде жизни Хандошкина известно немногое: продолжалась его педагогическая деятельность, появлялись в печати новые его произведения, принося автору известность и убытки (в те годы издание каких-либо сочинений обходилось авторам очень дорого). Умер знаменитый скрипач "внезапно, придя в кабинет за пенсионом". Творчество Хандошкина невелико по объему, но драгоценно для истории отечественной камерно-инструментальной музыки. Ограничившись музыкой для своего любимого инструмента - скрипки, мастер очень разнообразно использовал ее выразительные и технические возможности.

    В трех известных нам сонатах для скрипки solo, а также в единственной сонате для скрипки с басом музыкант-виртуоз предстает перед слушателями во всеоружии композиторского мастерства, пленяя слушателей эмоциональной щедростью, благородством тона и лирической задушевностью. Сонаты для скрипки solo задуманы как циклические произведения из трех частей - медленной первой, оживленной второй и быстрого танцевального финала.

    Наиболее самобытна Первая соната, которая проникнута "мужественной патетикой, глубиной и благородством чувства и может быть сопоставлена с таким выдающимся явлением русской музыки конца XVIII века, как музыка Фомина к мелодраме "Орфей и Эвридика" (Ю. Келдыш).

    Иначе выстроена Соната для скрипки с басом: она двухчастна, причем ее 2 часть напоминает большую виртуозную каденцию и тем самым дает некоторое представление о выдающемся даре импровизации, неизменно поражавшем современников в игре Хандошкина.

    Излюбленной и самой обширной областью творчества были для композитора циклы вариаций на темы народных песен. Число вариаций в цикле - от трех до сорока. Композитор разрабатывал песенные мелодии с глубоким пониманием их природы, с неистощимой изобретательностью в обновлении исходного напева, мастерски используя сложную скрипичную технику. Замечательный музыкант научил скрипку петь привольные русские мелодии, передавать зажигательную стихию народного танца.

    С исторической дистанции все отчетливей виден масштаб достижений первого выдающегося русского виртуоза-скрипача и композитора. Прав современный исследователь, утверждая: "Хандошкин был художником большого дарования и высокой профессиональной культуры... Некоторые из его творческих находок остались непревзойденными в русской музыке вплоть до Глинки".

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич
    ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804) - российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: