Большая Советская энциклопедия

    римские (socii), общины Италии, подчинённые Римом (после 338 до н. э.). Общим в положении всех С. было то, что они не могли вести самостоятельную внешнюю политику, обязаны были помогать Риму войсками и материальными средствами во время войны и отдавать рим. колонистам часть своей земли. В отношении самоуправления, а также прав, предоставляемых С. в Риме, общины делились на разные категории. Привилегированную группу составляли т. н. латинские С. Они пользовались полным самоуправлением и вместе с тем некоторыми гражданскими правами в Риме (на положении лат. С. были гг. Тибур, Пренесте, города сабинян и вольсков). Большинство греч. полисов Италии были собственно С.; их жители, имея самоуправление, не обладали никакими правами в Риме. Низшей категорией С. являлись дедитиции; они пользовались ограниченным самоуправлением и не имели прав рим. гражданства. К дедитициям принадлежали быв. члены самнитской федерации (см. Самниты), затем галлы. Вопрос о предоставлении С. прав рим. гражданства ставился в Риме со времён Гракхов (2-я половина 2 в. до н. э.), однако был разрешен лишь в результате Союзнической войны (См. Союзническая война). С превращением Рима в средиземноморскую державу римляне стали в виде привилегии жаловать правами С. отдельных провинциалов и целые общины. С конца 2 в. н. э. рим. императоры, привлекая на военную службу варварские племена, селили их в пограничных районах в качестве С.-федератов. Титул «С. и друг римского народа» получали от Рима правители дружественных вассальных царств (например, царь Нумидии Масинисса).

    Лит.: Маяк И. Л., Взаимоотношения Рима и италийцев III—II вв. до н. э., М., 1971; Моmmsen Th., Römisches Staatsrecht, Bd 1—3, Lpz., 1876—87.

    И. Л. Маяк.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Реальный словарь классических древностей


    • Socĭi,

    1. по отношению к государственному праву. Рим имел:

    a) Socii aequo foedere (см. Foedus, Договор);

    b) Socii non aequo foedere. Иностранные цари настоятельно домогались титула socius et amicus populi Romani и ради этого делали большие жертвования. По государственному праву эти цари были свободны, но только по видимости, т. к. на самом деле их можно было назвать вассалами и подданными, которые должны были точно подчиняться римским приказаниям. Cic. Deiot. 5. На них лежали такие большие тяжести, как плата дани, поставка вспомогательных войск и т. д.;

    c) Socii Latini (см. Latinum, Лациум, 6 сл.), составляли привилегированный класс союзников;

    d) Dediticii (см. Dediticii), собственно, не могут называться socii, т. к. они были полностью зависимыми;

    2. в военном смысле socii были до тех пор, пока итальянские народы не получили римского гражданства, а с этих пор место их заняли auxilia. Если позднее еще говорится о socii (Tac. ann. 4, 73. Tac. hist. 5, 1), то это могло быть только не собственное выражение вместо auxilia, вспомогательных войск. Союзническое войско имело одинаковое вооружение, как и римский легион, но было числом больше, особенно конница обыкновенно в два раза превосходила численностью римскую. Пехота разделялась также на 10 когорт (названных alariae в отличие от cohortes legionariae), конница на 10 turmae, каждая по 40 человек. Набор производился по приказу римского сената; каждое союзное государство само по себе, и каждое из них должно было заботиться о жалованье и одежде. Рим, в свою очередь, взял на себя продовольствование, как только войска подходили к назначенному месту. 12 praefecti sociorum (стоявших наравне с 12-ю трибунами обоих консульских легионов), обыкновенно римлян, избирал консул. Эти выделяли из всех бывших налицо союзников пятую часть пехоты и третью часть конницы, так называемой extraordinarii (см. Legio, Легион; и Castra, Кастра, 5). Из них опять избирались непосредственные телохранители консула (evocati и ablecti, см. Аблекты, и Dilectus militum, Набор войска, 4). Остальное союзническое войско причислялось к легионам в составе 2-х фланг (alae), из которых первый был dextra, a другой sinistra. Одинаково также были отделены в лагере их палатки (см. Castra, Кастра), исключительно по той причине, чтобы они не возмущались, находясь в зависимом и стесненном положении.

  3. Источник: Реальный словарь классических древностей