Словарь Брокгауза и Ефрона

    национальные испанские танцы, введенные в балет. Танцоров (мужчин и женщин) Б. называют boleros или boleras. Наиболее любимые и известные Б. суть: качуча, арагонская хота, мадрилена, оле, халео де херес и проч. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими; некоторые же, как, напр., оле, исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются обыкновенно в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. По своей выразительности болеро напоминает пантомиму. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители; в таком случае эти танцы сопровождаются игрою на гитарах, тамбуринах, причем танцоры пользуются также и кастаньетами. Танец, которому присвоено название именно Б., введен в употребление Сересо в 1780 г. Темп его медленный, преимущественный ритм аккомпанемента:

    Форма Б. перешла в вокальную музыку, напр. болеро Глинки.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (исп. bolero)

    испанский народный танец. Темп умеренный, размер трёхдольный. Для Б. характерен ряд постоянно возвращающихся ритмических фигур. Б. танцуют в сопровождении гитары и барабана, сами танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Существует в различных местных разновидностях — сольных, парных и др. Б. появилось около 1780, с начала 19 в. стало исполняться и на сцене. В форме Б. написаны отдельные номера в операх (Э. Н. Мегюля, Л. Ф. Обера, Г. Берлиоза, К. М. Вебера) и балетах (П. И. Чайковского, Л. Делиба), романсы (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Л. Делиба), инструментальные пьесы (Ф. Шопена, И. Альбениса, М. Равеля) и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    БОЛЕРО́, нескл., ср. Испанский национальный парный танец, а также музыка к нему.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    нескл., ср.

    Национальный испанский танец, а также музыка к этому танцу.

    ||

    Музыкальное произведение в ритме этого танца.

    [исп. bolero]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    нескл. ср.

    1.

    Испанский народный парный танец под гитару и тамбурин, сопровождаемый пением, звуками кастаньет или ритмическим прищелкиванием пальцев.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное - вокальное или инструментальное - произведение в размере и характере такого танца, предназначенное для концертного исполнения.

    II

    нескл. ср.

    Короткая облегающая безрукавка или узкий короткий жакет без застежки как часть испанского национального костюма.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    БОЛЕРО (исп. bolero) - испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих композиторов (М. Равель и др.).

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    БОЛЕРО - короткая безрукавка, часть мужского национального костюма в некоторых областях Испании (напр., Андалусии).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  15. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  16. Сексологическая энциклопедия

    (исп.),

  17. Источник: Сексологическая энциклопедия



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. (испанский танец) bolero

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. муз.

    bolero m

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    БОЛЕРО́ неизм.; ср. [исп. bolero]

    1. Испанский народный танец, исполняемый в умеренном темпе под гитару и тамбурин, сопровождаемый пением, звуками кастаньет или прищёлкиванием пальцев; музыка этого танца.

    2. Музыкальное произведение в размере и характере этого танца. "Болеро" Равеля.

    3. Короткая безрукавка или короткий жакет без застёжки (первоначально часть испанского народного костюма). Жилетка-болеро.

    * * *

    болеро

    I


    • боле́ро́

    (исп. bolero), испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашёл отражение в творчестве многих композиторов (М. Равель и др.).

    II


    • боле́ро

    короткая безрукавка, часть мужского национального костюма в некоторых областях Испании (например, Андалусии).

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Музыкальная энциклопедия

    (испан. bolero) - испан. нар. танец. По нек-рым источникам, создан ок. 1780 танцовщиком Себастьяном Сересо. Первоначально применялись ритмич. Формулы

    позднее близкий к полонезу ритмический рисунок

    или

    Темп движения умеренный. Б. танцуют в сопровождении гитары и барабана, танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Б. состоит из 5 частей - Paseo, Traversias, Diferencias, Traversias, Finale. Каждая часть Б. завершается неожиданными остановками. Первая часть - хореографич. изображение прогулки. В импровизационной по характеру средней части (Diferencias) танцующие поочерёдно демонстрируют своё искусство. Особенной сложностью отличаются "полётные" движения мужчин. Существуют разл. варианты Б. В Андалусии это сольный или парный танец, проходящий в умеренно быстром движении; в Кастилии распространено Б.-сегидилья, отличающееся более медленным движением; в Леоне Б. исполняется парами в 3 ряда; на Балеарских островах - двумя женщинами и мужчиной. В 1-й пол. 19 в. Б., обычно исполнявшееся в Испании в дни нар. праздников на улицах и площадях, переходит на сцену. Ф. Барбьери вводит Б. в сарсуэлу "Премьера артистки". Интерес к Б. начинает проявляться и за границей. Обработки нар. Б. имеются у Л. Бетховена ("Песни разных народов", тетр. 1, NoNo 19 и 20). Б. включается в оперы и балеты - "Слепые из Толедо" Мегюля, "Прециоза" Вебера, "Чёрное домино", "Немая из Портичи" Обера, "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, "Лебединое озеро" Чайковского, "Коппелия" Делиба и др., вдохновляет композиторов на создание многочисл. песен и романсов ("Победитель", "О, дева чудная моя" Глинки, "Оделась туманами Сиерра-Невада" Даргомыжского, "На бой быков смотреть пошли" Делиба), а также инстр. произв. ("Болеро" для фп. ор. 19 Шопена, болеро "Puerta de Tierra" для фп. Альбениса, "Болеро" для оркестра Равеля, и др.).

    И. Альбенис. Болеро "Puerta de Tierra" для фп. Из собрания "Recuerdos de Viaje".

    Кубинское Б. - разновидность румбы. Ему свойствен более медленный темп, муз. размер 2/4 или 2/2 и ритм.

    Стало известно в европейских странах с 1945.

    Литература: Don Preciso, Предисловие к Colleciуn de las mejores Seguidillas, Tiranas y Polos..., v. 1-2, (Madrid), 1799, 1816; Sor F., Le bolйro, в кн.: Encyclopйdie pittoresque de la musique, P., 1835; Сalderon Е., Escenas andaluzas, Madrid, 1847.М. А. Вайсборд.

  25. Источник: Музыкальная энциклопедия



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: