Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Этьен-Боннот, де Condillac) — аббат, французский философ, род. в Гренобле в 1715 г.; его брат — известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 г. сделался членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Пармского. Умер в 1780 г.

    К. имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений К. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: "Essai sur l'Origine des Connaissances humaines" (1746 г.); "Traité des Systèmes" (1749); "Traité des Sensations" (1754) и "Traité des animaux" (1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его "La langue des Calculs" издана после его смерти. Слава К. основана, главным образом, на его "Traité des Sensations", ибо в первых двух сочинениях мало оригинального, они находятся почти целиком под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило К. внести существенные изменения в теорию познания Локка. "Traité des Sensations" имеет несомненное психологическое значение; в психологии К. является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в К. признать своего родоначальника.

    Локк, по мнению К., ошибается, допуская двоякий источник познания — чувства (sensations) и рефлексию; рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. К., таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. К. полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, т. е. строит факты. Ощущения К. делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга К. перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире К. выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни, но нет никакого сомнения, что оно должно считаться окончательно осужденным. В самых элементарных процессах души заметно сознательное мышление, без которого невозможно никакое ощущение; в ощущении, таким образом, можно найти то, что Локк называл рефлексией, но объяснить ее из ощущения никоим образом нельзя.

    Французы причисляют К. к числу классических писателей; чтение трех книг его "Traité des Sensations" входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли К. может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.

    Ср. Léon Dewaule, "Condillac et la psychologie anglaise contemporaine" (П., 1892).

    Э. P.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (30.9.1715, Гренобль, — 3.8.1780, Божанси), французский философ-просветитель, член Французской академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV— герцога Пармского в Парме (1758—67). Начало его литературной деятельности относится к середине 40-х гг. (знакомство с кружком Д. Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под непосредственным влиянием английского философа Дж. Локка К. развил сенсуалистическую теорию познания. В своём главном философском сочинении —«Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей (См. Врождённые идеи), К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом и упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). В области политической экономии выступал с критикой физиократов (См. Физиократы). Хотя сам К. не был материалистом, его сенсуализм и критика идеалистической метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в конце 18 — начале 19 вв.; понимаемая как общая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений», 1798).

    Соч.: Oeuvres completes, v. 1—23, P., 1798; nouv. éd.. v. 1—16, P., 1821-23; Oeuvres philosophiques, v. 1—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Трактат о системах, М., 1938; О выгодах свободной торговли, ч. 1—2, СПБ. 1817; Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины, М., 1805.

    Лит.: История философии, т. 2, М.. 1941. с. 437—43; История философии, т. 1, М., 1957, с. 535— 38; Lenoir R., Condillac, P.,1924: Meyer P., E. B. de Condillac, Z.,1944; Bizzarri R., Condillac, Brescia, [1945]: Dal Pra M., Condillac, Mil., 1947; Lefevre. R., Condillac, P., 1966.

    Г. Л. Зельманова.

    Э. Кондильяк.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    КОНДИЛЬЯК

    (Condillac) Этьен Бонноде (1715-1780) -единственный крупный фр. философ-эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни — королевский цензор. Воспитатель внука Людовика XV — герцога Пармского. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро (вероятно, принимал участие в написании статей «Система», «Анализ», «Логика» и др.). Влияние К. во Франции особенно ощущалось в кон. 18 — нач. 19 в. (в частности, у А. Дестюта де Траси и др. «идеологов»). Внимание к философии К. было обусловлено его учением о языке. Есть основания считать, что оно оказало воздействие на Ф. де Соссюра.

    Философия К. в целом ориентирована на создание общей теории познания. При этом она опирается на сенсуализм Дж. Локка, выводя всякое знание из ощущения и отвергая существование врожденных идей и способностей. В последнем случае К. пытается быть более последовательным сенсуалистом, чем сам Локк. Наше перцептивное поле состоит из элементарных ощущений, число которых конечно. В свою очередь, реальность за пределами сознания образуется из отдельных тел, кроме которых в природе ничего нет. На основании своего онтологического номинализма К. бичует «манию систем», которая плодит пустые, не имеющие отношения к действительности конструкции. К. подчеркивает структурное различие между материальными процессами и операциями мышления, исходя из онтологического дуализма. На этом основании он пытается доказать бытие Бога и опровергнуть учение Эпикура. Наряду с этим К. признает зависимость когнитивных операций от материальных структур, обусловливая различие между психикой человека и животного неоднородностью в их телесной организации (Р. Декартом такого рода неоднородность игнорируется). Важнейшую роль в познании у К. играет язык. Чувства пассивны, язык активен. Язык эквивалентен мышлению. Грамматика является существенным элементом искусства мышления. Языковые знаки предполагают семантическую независимость, что, в частности, означает возможность пользоваться ими и в отсутствие объекта. Отсюда эпистемологичес-ки важна проблема происхождения языка. К. считается одним из основателей ассоциативной психологии.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен Бонно де (1715-1780) - французский философ, католический священник, основоположник сенсуализма и один из основоположников ассоциативной психологии. Член Французской академии (1768). Основные работы: «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достинства» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754), «Логика» (написана для средних школ по просьбе польского правительства, 1780), «Язык исчислений» (1798) и др. Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощущений (sensations), которые и являют собой единственный источник познания. Первоначально, по мнению К., каждый человек - некая «статуя», постепенно оживающая под воздействием эволюционирующих ощущений. Самое простое ощущение, по К., - обоняние; наиболее продвинутое - осязание. (Осязание у К. - главный критерий истинности наших знаний и это придает его концепции особую значимость в контексте последующих исследований о важности для людей операциональных действий с предметами). Согласно К., понимание, размышления, суждения, страсти суть «само ощущение в различных превращениях». По К., ощущения вызываются внешними предметами, не имея с ними ничего общего. Существование первичных качеств материального мира как некая определенная посылка элиминировалась К. из системы философского миропонимания; по его мнению, телесная и духовная субстанции могут существовать, но обе принципиально непознаваемы. Разделяя сенсуализм Локка, К. тем не менее отрицал роль рефлексии в качестве специфического источника знаний людей. Творчество К. оказало существенное воздействие на французский материализм 18 века. Учение К. о языке в известной степени ограничивает возможность квалификации его как классического мыслителя-сенсуалиста, ибо, по его мнению, «... есть врожденный язык, хотя нет никакого представления о том, каков он. В самом деле, элементы какого-то языка, подготовленные заранее, должно быть, предшествовали нашим идеям, потому что без некоторого рода знаков мы не могли бы анализировать наши мысли, чтобы дать себе отчет в том, что мы думаем, т.е. чтобы отчетливо видеть это». Логика К., трактуемая им как общая грамматика всех знаков и включавшая также и математику, была весьма распространена в интеллектуальной традиции Западной Европы рубежа 18-19 вв.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Кондильяк

    (Condillac)Кондильяк, Кондийак Этьенн Бонно де (E. B. de Condillac) (1715 - 1780)

    Французский аббат, философ-просветитель, экономист, историк. Сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Д’Аламбера.Афоризмы, цитаты
    • Страх имеет над нами более власти, нежели надежда.
    • Если одно тело для нас загадка, то какой же загадкой должна быть Вселенная.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов