Словарь Брокгауза и Ефрона

    (giga — итал., gigue — франц.) — старинный итальянский танец, перешедший во Францию и Англию. Размер6/8,12/8, темп скорый, склад двухколенный. У Баха и Генделя этот танец получил полифоническую художественную обработку, писался в форме фуги и составлял часть сюиты. В XII столетии Ж. называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; из них один и получил свое название от этого инструмента.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (правильнее — джиг, английское jig)

    1) английский старинный народный танец кельтского происхождения (Ирландия, Шотландия). Парный танец (у матросов — сольный). Известен под разными названиями (шотландское — риль, характеризующийся фигурой «восьмёрки», и др.). У. Шекспир в своих пьесах подчёркивал скомороший характер Ж. К 17—18 вв. Ж. становится салонным танцем. В дальнейшем бытовал главным образом в народе. Как музыкальная форма в инструментальной сюите 17—18 вв. Ж. приобретает устойчивые черты быстрой заключительной части (обычно музыкальный размер 6/8, 9/8 и 12/8). 2) Бытовое название средневекового струнного смычкового музыкального инструмента.

    Лит.: Danckert W., Geschichte der Gique, Lpz., 1924.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. жи́га;
    2. жи́ги;
    3. жи́ги;
    4. жи́г;
    5. жи́ге;
    6. жи́гам;
    7. жи́гу;
    8. жи́ги;
    9. жи́гой;
    10. жи́гою;
    11. жи́гами;
    12. жи́ге;
    13. жи́гах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж. устар.; = джи́га

    1.

    Парный (у матросов - сольный) английский народный танец, на основе которого в XVI - XVII вв. возник быстрый и динамичный салонный танец.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ЖИГА (англ. jig) - 1) старинный парный (у матросов - сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в качестве заключительной части в инструментальную сюиту.

    2) Западноевропейский средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент, близок фиделю и ребеку.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    ЖИГА (английское jig), 1) старинный быстрый народный танец кельтского происхождения, в 17 в. популярный в некоторых странах Западной Европы. 2) С 17 в. инструментальные пьесы различных типов (в основном 3-, 6-, 9- и 12-дольные); заключительная часть сюиты.

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  13. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    жи́га "волчок". Согласно Горяеву (Доп. 2, 12), звукоподражание; ср. жужжание волчка, которое Некрасов передает как жж.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. (танец) jig

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Литературная энциклопедия

    Жига

    ЖИГА Иван Федорович (1895—) — современный писатель. Р. в деревне. Сын рабочего. Образование получил в церковноприходской школе. 18 лет пошел на завод молотобойцем. С 1914 начал работать в большевистском подполье. В 1915 мобилизован в армию. Активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. Позднее редактировал «Колотушку» в Орехово-Зуеве, работал с рабкорами в «Правде». Участвует в «Кузнице».

    Преобладающий в творчестве Ж. литературный жанр — бытовой, социально-насыщенный очерк. Для понимания идеологии и настроений современного рабочего книги Ж. дают чрезвычайно много. Им чужд тот слащавый интеллигентский пафос, к-рый мешает видеть рабочего в его реально-бытовой обстановке. Начав с обследования квартир, пройдя рабочие казармы, изучив их обитателей в дни отдыха, праздников и работы, Ж. показывает рабочего также и на производстве, за чтением газеты, на собраниях и т. п.

    Перед нами художник-очеркист, привыкший рассматривать жизненные явления в их диалектическом развитии. В рабочем классе он видит различные группы, различные прослойки. Очень ценны и содержательны зарисовки, вошедшие в его книгу «Думы рабочих, заботы, дела» (изд. 2-е, «ЗИФ», М. — Л., 1928). В своих очерках Жига умело оперирует цифрами, документами, статистическими данными.

    К недостаткам его творчества надо отнести несколько штампованный язык.Библиография:

    Начало. Повесть о великих днях, «Моск. рабочий», М., 1928; Новые рабочие, «Моск. рабочий», М., 1929.

  19. Источник: Литературная энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    жи́га

    (англ. jig), 1) старинный парный (у матросов — сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В XVII в. вошёл в качестве заключительной части в инструментальную сюиту. 2) Западноевропейский средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент, близок фиделю и ребеку.

    * * *

    ЖИГА

    ЖИ́ГА (англ. jig),

    1) старинный парный (у матросов — сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в качестве заключительной части в инструментальную сюиту.

    2) Западноевропейский средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент, близок фиделю(см. ФИДЕЛЬ) и ребеку(см. РЕБЕК).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    1)жиг (франц. gigue), - зап.-европ, cp.-век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий; нек-рые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Ж. пользовалась большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o Ж. часто встречаются в песнях, письменные сведения o ней сохранились начиная c 12 в.

    K. A. Вертков.

    2) (англ. jig, нем. Gigue, франц. gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комич. характера. Bскоре Ж. проникла и в проф. музыку. Пьесы под этим назв. встречаются в англ. вёрджинельных и лютневых сборниках 16 в. B 17 в. Ж. вошла в танц. быт мн. стран Зап. Европы. При этом развитие её шло разл. путями. Bo франц. лютневой музыке 17 в. получила распространение Ж. в четырёхдольном размере c одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением; она вошла в лютневую сюиту в качестве 4-й, заключит. части (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Bo франц. клавирной сюите представлен в основном иной тип Ж., в размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Kуперен, Ж. д'Aнглебер и др.). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип Ж. c франц, танцами лур и канари (Ж. подобного рода встречаются и в балетах Ж. Б. Люлли). Господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм и широкое; применение фигурации характеризовали Ж. в итал. скрипич. музыке cep. 17 в. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отд. случаях - 4/4 c триолями. Tемп ещё более ускорился (vivace, presto). Hем. Ж. складывалась под влиянием франц. и итал. Ж., характерная разновидность нем. Ж.- т.н. фугированная Ж., сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Eё отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении осн. темы. Фугированная Ж. встречается как финальная часть клавирной сюиты. Xотя разл. типы Ж. сосуществовали даже в творчестве одного композитора (напр., y И. C. Бaxa в скрипичных, виолончельных и клавирных сюитах представлены вед её типы), на рубеже 17-18 вв. общеевроп. значение приобретает итал. Ж. Именно она вошла в качестве заключит. части в предклассич. сонаты и сюиты A. Kорелли, A. Bивальди, Ж. Ф. Pамо. Финал Бранденбургского концерта No 5 И. C. Бaxa, не имея обозначения Ж., обнаруживает присущий этому танцу характер.

    A.. Bивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A-dur.

    И. C. Бax. Жига из 5-го Бранденбургского концерта.

    Bытесненная из европ. быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), Ж. на протяжении 18 в. постепенно утрачивает значение и в проф. музыке. B 20 в. нек-рые композиторы вновь обращаются к жанру Ж. B их числе K. Дебюсси ("Oбразы", 1912), И. Ф. Cтравинский ("Kонцертный дуэт", 1932, септет, 1952-53), M. Pегер (op. 36, 42, 131c), A. Шёнберг (op. 25 и 29).

    Литература: Яворский Б., Cюиты Бaxa для клавира, M.-Л., 1947, c. 20; Друскин M., Kлавирная музыка, Л., 1960, c. 22; Danckert W., Geschichte der Gigue. Verцffentlichungen des musikwissenschaftlichen Seminars der Universitдt Erlangen, I, Lpz., 1924; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, B., 1933. Г. B. Kрауклис.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Автомобильный словарь

    , Жигуленок – машина из семейства Жигулей.

  25. Источник: Автомобильный словарь



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: